Кем быть? Школьник — студент — профессионал


Ах, лето… Чудная пора для большинства. Однако одновременно пора настоящих больших испытаний для выпускника школы и его семьи — выбор вуза, а это вся будущая жизнь. В нынешнем году перед жизненным выбором стоят 708 тысяч выпускников школ.

Участники встречи ректоров в Петербурге: В. Соломин, Н. Панкова, А. Оводенко. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times) Участники встречи ректоров в Петербурге: В. Соломин, Н. Панкова, А. Оводенко. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)

Абитуриент — трудный выбор

До подачи заявлений в вуз каждый проходит процесс самоосмысления. Десятки сайтов дают рекомендации, проводят тестирование. Кто-то готов освоить род занятий родителей, будет, кому научить, подсказать. Других соблазняет пример друзей, что, скорее, говорит о несамостоятельности школьника. Совсем немного счастливых абитуриентов, кто с детских лет «почуял» своё предназначение. Заметно растёт число выбирающих госслужбу, они хотят получить доходную и престижную должность. Конкурс в вузы госуправления — около ста человек на место!

Как сделать правильный выбор? Многие специалисты убеждены, что важно позволить ребёнку сделать этот выбор самостоятельно. Так быстрее формируется ответственная личность, у такого человека сильнее желание постигать избранную науку и реализоваться на своём собственном уникальном пути в жизни.

О нынешней приёмной кампании рассказывали ректоры ведущих вузов Москвы, Петербурга и Томска на видео-встрече в РИА Новости. Кампания этого года проводится по правилам закона об образовании, который действует с первого сентября. По новому закону, результаты ЕГЭ будут действительны только пять лет, сократится список льготников, их квота ограничится 10%. Поэтому документы подавались в пять вузов, чтобы не потерять год.

В этом году специалисты отмечают рост интереса к инженерным специальностям, в которых остро нуждается отечественная промышленность. Ректор МГТУ им. Баумана Анатолий Александров сказал, что конкурс на эти факультеты составил 3 человека на место: «Все знают проблемы поднимающейся с колен промышленности. Мы наблюдаем рост интереса к инженерскому образованию. Если взять топовые специальности, то здесь конкурс зашкаливает за 20 человек на место».

Гуманитарные специальности, по словам ректора Российского педагогического университета им. Герцена Виталия Соломина, имеют прежнюю привлекательность, конкурс — 11 человек на место для «самой ценной для общества профессии». Практически все ректоры были едины в вопросе о ЕГЭ. Он реально даёт возможность большему числу провинциальной молодёжи сократить расходы на приезд на экзамены из далёких мест.

Однако ЕГЭ не позволяет убедиться в достаточных знаниях, необходимых выпускникам для освоения точных наук, что приводит к необходимости отчислять тех, кто не в состоянии сдать экзамены на первой же сессии. Однако перед вузами встаёт иная проблема: государство осуществляет подушное финансирование вузов, соответственно сократятся и без того небольшие зарплаты преподавателей. Несмотря на это, ректор Финансового университета при правительстве РФ Михаил Эскиндаров, обратившись к коллегам, предлагает: «Давайте будем отчислять после первой сессии тех, кто не справляется с учебной программой! Тогда не будет смысла «рисовать» себе высокие баллы ЕГЭ. Над нами, правда, висит дамоклов меч — подушевое финансирование. Пусть мы лучше выпустим сто высокопрофессиональных инженеров, чем тысячу людей с дипломами, которые не могут связать двух слов».

С 2014 года новый закон разрешит вузам учитывать при отборе абитуриентов результаты не только ЕГЭ, но и баллы в аттестате и портфолио выпускника. Портфолио ректоры расценивают, как реальный «портрет» достижений абитуриента за все школьные годы с учётом не только уровня его знаний, но и спортивных, волонтёрских и иных успехов. В. Соломин особо отметил значение личности при подготовке учителя: «Мы учим будущих педагогов, а педагог — это в первую очередь воспитатель. И очень важно, что он за человек». Ректор рассказал, что уже в этом году университет учитывал портфолио школьников: «На результаты ЕГЭ это никак не влияло, но помогало сориентироваться». Однако ректоры считают преждевременным вводить портфолио без выработки единых правил.

Заинтересовано ли государство в подготовке хороших специалистов? Вопрос излишен. Однако реальной профориентации ребёнок в школе не получает, отметили ректоры.

Ищут работу или работника?

Итак, поступил, получил профессию. Что дальше? В стране реально существуют два животрепещущих вопроса: как найти работу по специальности и как найти профессионалов для удалённых районов? Не секрет, что, с одной стороны, приехав в столицы, молодые специалисты (не все) не желают возвращаться домой, а с другой, для получения интересной работы требуется стаж два-три года.

Госдума додумалась до возвращения советской распределительной системы (для бюджетников). Прорабатывается предложение: отучился — отработай вложенные в тебя средства на нужном для экономики месте.

Проректор университета им. Герцена Виталий Кантор считает, что «государство имеет право требовать отдачи» от вложенных в подготовку специалиста средств, и «реализовать это решение можно, но с долей ответственности». Кадровый голод существует, признают специалисты, но «труд по принуждению недостаточно эффективен».

Один из путей решения проблемы — целевой набор студентов, практикуют многие вузы. Например, 9 вузов, готовящих кадры для железной дороги и метро, педагогические вузы и вузы, выполняющие «заказ» на кадры для оборонной промышленности.

Евгений Калинин, начальник Управления довузовской и целевой подготовки университета «Военмех», рассказывает, что около 60% абитуриентов — это «целевики». Сами предприятия становятся активными участниками подготовки профессионалов. Они проводят занятия в школах, заинтересовывают учеников профессионально. Затем «курируют» их обучение в вузе: доплачивают стипендию, организуют содержательную практику и гарантируют трудоустройство.

Валентин Виноградов, первый проректор Московского университета путей сообщения сказал, что целевая подготовка кадров для железных дорог велась ещё в царской России. Сегодня в его вузе около 80% студентов возвращаются на работу в родные места. «Это непрерывность пополнения кадрами целой системы», — констатирует профессор.

Председатель Студсовета вузов Петербурга Антон Калинин рассказал, что Совет провёл опрос и выяснил, что из 600 опрошенных 2/3 готовы поехать на работу по распределению, но при условии социальных гарантий. Не секрет, что сегодняшние студенты уже «со второго курса работают и даже хорошо устроены», отметил он.

Система ценностей нынешних студентов изменилась. А это уже проблема общества.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Незаконная свалка в Шушарах. Экологи и жители обеспокоены
  • Уникальная акция «Спасём книгу!» пройдёт в Москве
  • Молодые знатоки Земли. Чемпионат мира по географии
  • С садоводческой вольницей пора заканчивать
  • Рынок не терпит эмоций


  • Top