Прогулка с байкерами по Ольхону. Часть 2

The Epoch Times06.08.2013 Обновлено: 06.09.2021 14:17
Дорога уходила всё дальше на север, постепенно поднимаясь в гору, наши спутники гоняли вокруг нас по холмам, а мы, чтобы от них не отстать, мчались по степной дороге. Суслики сидели возле своих норок, забавно сложив лапки, неизвестные цветы (которые учёные считают реликтовыми, оставшимися от прошлых климатических эпох) радовали глаз, голубые холмы уходили вдаль и сливались с небом и Байкалом — красота и простор.

Панорама Байкала с мыса Саган-Хушун. Фото: Ольга Судникович/Великая Эпоха (The Epoch Times)


Панорама Байкала с мыса Саган-Хушун. Фото: Ольга Судникович/Великая Эпоха (The Epoch Times)

Неожиданно мы натолкнулись на небольшое стадо мустангов, спокойно пасшееся неподалеку. Ещё до войны несколько лошадей убежали от хозяев, одичали, размножились, и теперь по Ольхону бродят небольшие дикие стада. Мустангов сразу можно отличить от домашних лошадей — в них чувствуется дух первобытной свободы. К сожалению, этих прекрасных животных местные жители зимой отстреливают на мясо — нет гармонии в мире!

Наконец, мы доехали до расположенного в 4 км от мыса Хобой красивейшего мыса Саган- Хушун — «белый мыс» в переводе с бурятского, его ещё называют «Скала Три брата». В западной части мыса скала трапециевидной формы распадается на три огромных скалы из светлого мрамора и гнейсов, покрытых буро-красными лишайниками. Особую красоту скале придают карстовые образования в виде воронок, арок и гротов, расположенных на уровне прибоя. Скалы уходят в море, открывая вблизи маленькую бухту, а со стороны моря скалы сливаются в один скальный обрыв, протянувшийся на 1км и вздымающийся над морем на высоту 100 метров.

Побродив по мысу, мы отправились дальше и добрались до самой северной оконечности острова — мыса Хобой. В переводе с бурятского Хобой означает «клык». Столбовидная плоская каменная плита напоминает клык, а со стороны моря она похожа на женский профиль, поэтому местное название скалы — Дева. Согласно бурятской легенде, это застывшая женщина, которая из зависти к богатству своего мужа была превращена богами-тэнгриями в камень. А по другой легенде мыс Хобой — это клык дракона, который тот обронил, пролетая над озером.

В этом месте живёт многоголосое эхо, отражающееся от монолитной скалы (я, правда, кричать не решилась). Внизу, на уровне воды, видны гроты длиной до 22 метров, но их осмотреть можно только зимой. Буряты туда не ходят, считается, что там живут духи и ходить туда очень опасно. Вообще, мысу Хогой приписывают мистические свойства и различные аномалии, и учёные отмечают в этом месте высокую геомагнитную активность.

На мыс Хогой частенько приезжают представители всяких культов, шаманы обычно посещают мыс для проведения своих таинственных обрядов, здесь даже есть площадка, где совершаются общеольхонские шаманские камлания — тайлаганы. Местные жители рассказывают, что, гуляя по мысу Хобой, можно набрести на духов умерших родственников или друзей, а иногда даже увидеть свои прежние воплощения. К счастью, духов мы не увидели, но зато увидели двух маленьких нерп (пресноводных тюленей), они высунули из воды свои головки и с любопытством нас разглядывали и ныряли в воде.

Возле мыса Хобой находится самое широкое место Байкала — 79,5 км, восточный берег Байкала и полуостров Святой Нос на нём можно увидеть только в очень хорошую погоду. Мы увидели только уходящие вдаль вершины горного хребта и ослепительно синюю гладь озера. Недалеко от мыса Хобой, на восточном берегу острова, находится и самая высокая точка острова — гора Жима (Ижимей) высотой 1247 метров, возвышающаяся над гладью озера на 818 метров. Гора Жима — священное место, где посредством ритуалов осуществляется связь с миром духов, и ходить туда нельзя никому, кроме шаманов. Туда даже нет тропы, и туристов туда никогда не водят. Недалеко от горы находится самое глубокое место Байкала — 1637 метров от поверхности озера, крутизна разлома в этом месте достигает 40 градусов.

Побродив по мысу, мы отправились в обратный путь, никуда больше не заезжая, и вернулись уже поздно вечером, голодные как волки, но все же полные сил — не зря говорят, что Ольхон — место силы.

На другой день мы решили осмотреть южный берег Ольхона и полуостров Кобылья голова, который омывается с одной стороны водами Малого Моря, а с другой — проливом Ольхонские ворота. Крайняя скала мыса — Хорин-Ирги, отделена от мыса отвесной расщелиной шириной 4 м и высотой 10м, и напоминает издали лошадиную голову. Она интересна зимой, покрытая наплесковым льдом высотой до 20 метров, образующим причудливые ледяные украшения, а летом со стороны пролива она выглядит весьма обыкновенно.

Сотрудница турбюро нам сказала, что во время экскурсии на Кобылью голову они обычно посещают мыс Хоргой, на котором расположены развалины древней Курыканской защитной стены. Стена эта протянулась на 185 метров, а высота её в отдельных местах достигает до 1,5 -2 м, она огораживала древнее святилище и не могла играть серьёзную оборонительную роль. Некоторые учёные считают, что люди прятались за стеной от врагов, рассчитывая на покровительство духов этих мест. Там же есть вторая стена, смотрящая на Сарминское ущелье, и расположен деревянный алтарь для принесения жертв духам, куда туристы сейчас бросают монеты.

Вообще на Ольхоне насчитывается более 150 археологических памятников (мы умудрились не найти ни одного). Это древние поселения и стоянки, культовые и оборонительные сооружения, погребения, наскальные рисунки, а также стены, цель возведения которых неизвестна до сих пор. Большинство этих памятников связано с курыканской культурой (6-11 век нашей эры), про которую ничего толком неизвестно. Некоторые учёные считают, что это были предки якутов и бурят, но сами буряты так не думают. «Шатровые» могилы курыкан разбросаны по всему острову и побережью материка.

Неподалеку от тёплого озера Ханхой найдены остатки древнего ритуального комплекса (VII век до н.э. — X век н.э.), включающего более 20 каменных сооружений, относятся ли они к курыканской культуре — неизвестно. Недалеко находится современный культовый комплекс с тремя каменными обо, относящийся уже к XVII— XIX векам н.э., то есть явно не куруканских. Рядом на гребне — древние захоронения, так что археологам есть над чем подумать.

Мы, как водится, свернули не туда, поворот на курыканскую стену благополучно проскочили и свернули к озеру Нур в глубине залива Загли. Этот залив — самое солнечное место в Иркутской области — 2400 солнечных часов в год, поэтому вода в озере очень тёплая. Обогнув озеро, на вершине горы мы увидели какие-то странные сооружения, к которым вела дорога, очень круто поднимающаяся в гору. Мы рискнули подняться и не пожалели.
Это было явно культовое место, по моим прикидкам — не очень древнее, но и не современное. Там были выложенные из камня обо, какие-то каменные окошки, а самое интересное — нечто для меня непонятное, какой-то странный алтарь, причём, ориентированный по сторонам света с севера на юг. Возможно, в определённое время солнечный свет должен проходить по прямой линии через его отверстия.

Пока мы осматривали это странное место, пошёл дождь, затем он внезапно кончился, и через всё небо засияла громадная радуга в виде полукруга, причём, цвет внутри полукруга был тёмно-синий. Она начиналась в нескольких метрах от меня, и до неё можно было дойти и дотронуться рукой. Первый раз в жизни я была внутри радуги!

Кое-как спустившись с горы, мы поехали на мыс Кобылья голова, но до него смогли доехать только наши мотоциклисты — для машины проезда не было. Затем мы все вместе поехали на причал к парому, переправились через пролив на материк и отправились домой.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА