Какие средства поиска нужны для обеспечения правопорядка?


Для сокрытия действий, представляющих наибольшую общественную опасность (терроризм, бандитизм, контрабанда наркотиков и оружия, преступления в сфере экономики и т.п.) правонарушителями используются самые ухищрённые способы. Проведение мероприятий с применением средств поиска зачастую даёт ценную информацию об интересующем оперативника или представителя следственных органов происшествии, инструментах, предметах, которыми пользовались при совершении каких-либо действий, а также о разрабатываемых лицах посредством установления происхождения результатов следообразования, принадлежности, причастности тех или иных объектов (веществ, предметов, людей) к конкретным событиям.
Средства поиска. Иллюстрация: Максим Кочетков/Великая Эпоха (The Epoch Times)Средства поиска. Иллюстрация: Максим Кочетков/Великая Эпоха (The Epoch Times)
Объекты, подлежащие обнаружению, принято называть искомыми. Их разновидности – это штатные и самодельные взрывные устройства, огнестрельное и холодное оружие, боеприпасы, взрывчатые, отравляющие, радиоактивные, специальные химические вещества, радиоэлектронные, электромагнитные и иные технические устройства, наркотические и сильнодействующие лекарственные препараты, драгоценности, документы, хранители информации для ЭВМ и другие материалы, содержащие сведения, например, компрометирующего характера, живые люди, заложники, трупы и их части и т.д.

В целях сокрытия искомых объектов причастные к преступлению лица укрывают их в различных тайниках (укрывающих средах), применяя различные приёмы, средства и ухищрения для маскировки.

Особенностью осуществления оперативно-поисковых мероприятий является то, что в подавляющем большинстве они проводятся в условиях отсутствия необходимой информации как о человеке, подозреваемом в причастности к правонарушению, так и об искомом объекте, конкретном месте его нахождения и способах сокрытия. К средствам поиска предъявляется требование их высокой мобильности, что ограничивает применение универсальных поисковых комплексов, которые с возрастанием полифункциональности становятся громоздкими. Поэтому на практике, когда необходимо непосредственно исследовать место происшествия, приходится применять средства поиска, работающие по конкретным видам, характеристикам искомых объектов. Отсутствие универсальных мобильных поисковых комплексов обусловило большой спектр средств поиска, используемых для обеспечения правопорядка.

Области применения средств поиска связаны с проведением таких следственных действий, как осмотр, освидетельствование, эксгумация трупа, следственный эксперимент, получение образцов для сравнительного исследования, обыск, выемка; а также при осуществлении практически всех оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ).

Многие поисковые приборы применяются не только силовыми ведомствами. Так, электромагнитные металлоискатели, индикаторы взрывчатых веществ, нелинейные локаторы, газоанализаторы, индикаторы внутреннего содержания объектов всё чаще используются частными структурами, которые не всегда ограничиваются решением задач безопасности (известны увлечения кладоискательством, особенно поиском золота). Товары для кладоискателя востребованы сегодня достаточно широким кругом лиц. Увы, соответствующие средства поиска, как и любые достижения научно-технического прогресса, могут быть использованы и во вред обществу.

Однако наибольшую угрозу активное применение не силовыми структурами средств поиска составляет их использование правонарушителями для сокрытия результатов своей деятельности, для воспрепятствования осуществлению ОРМ. Отдельного внимания заслуживают покушения криминальных структур на информационную безопасность, как частных, так и государственных структур. Адекватные контрмеры обусловлены обеспечением информационной безопасности и, прежде всего, этапом выявления каналов утечки информации, в частности, в результате осуществления радиоконтроля с применением соответствующей поисковой техники.

Актуальность проблемы выявления радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств (РЭС и ВУ) и их излучений со временем только возрастает. Так, во всех российских регионах отмечаются многочисленные случаи использования РЭС без соответствующих разрешений, а также факты незаконного выхода в эфир на частотах правоохранительных органов, объектов министерства обороны, что даёт основание предполагать возможное использование радиоэфира преступными элементами и иностранными спецслужбами для связи с интересующими их лицами, получения и передачи необходимой информации. Поэтому пресечение неправомерного использования РЭС и ВУ нередко становится шагом к раскрытию более тяжких правонарушений, позволяет легендировать некоторые действия представителей силовых структур.

Для решения проблемы могут понадобиться проверка у физических и юридических лиц свидетельств о регистрации, дающих право на эксплуатацию (использование) РЭС и ВУ; остановка транспортного средства, оборудованного РЭС и ВУ, осмотр установленных на них РЭС и ВУ; досмотр транспортного средства; осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там РЭС и ВУ и документов на них; изъятие свидетельств о регистрации РЭС и ВУ, имеющих признаки подделки, а также РЭС и ВУ, используемых юридическими и физическими лицами без специального разрешения; личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице; проверка документов, удостоверяющих личность; радиоконтроль; доставление; административное задержание; арест РЭС и ВУ; временный запрет деятельности, связанной с эксплуатацией РЭС и ВУ; применение физической силы.

Осуществление силовыми структурами радиоконтроля в качестве принудительной меры осложнено недостаточным объёмом персональных данных о физических лицах, являющихся владельцами РЭС и ВУ, фигурирующих в свидетельствах о регистрации РЭС и ВУ, что затрудняет идентификацию личности их владельца, не прибегая к самостоятельной мере административного принуждения – проверке документов, удостоверяющих личность. В результате затраты времени на проверку свидетельств о регистрации РЭС и ВУ нередко возрастают, а рассматриваемая принудительная мера в известной мере лишается самостоятельного значения. Средством преодоления обозначенной проблемы может стать включение в свидетельство о регистрации РЭС и ВУ дополнительных персональных данных – фотографий физических лиц, а также сведений о месте их регистрации. Такое решение позволит сотрудникам силовых структур идентифицировать личность владельцев РЭС и ВУ по свидетельству о регистрации РЭС и ВУ, не прибегая к проверке документов, удостоверяющих личность.

При реализации меры принуждения в виде остановки транспортного средства, оборудованного РЭС и ВУ (как правило, мобильной радиостанцией), и их осмотра, а в необходимых случаях и меры по досмотру транспортного средства на предмет обнаружения установленных РЭС и ВУ, наиболее проблемным является эффективное выявление признаков наличия РЭС и ВУ. Один из вариантов связан с ориентацией на характерные отличительные признаки, свидетельствующие о наличии в транспортном средстве мобильной радиостанции (например, установленное на кузове антенно-фидерное устройство, которое по своим конструктивным особенностям отличается от антенн, входящих в состав бытовых радиоприемных устройств).

При реализации осмотра помещений, территорий и находящихся там РЭС и ВУ, а также документов на них наиболее проблемным является получение достоверных результатов дистанционного контроля, зафиксировавшего работу РЭС и ВУ; визуальное обнаружение сотрудниками силовых структур признаков правонарушений; оценка объективности заявлений и сообщений, поступающих к ним.

При изъятии РЭС и ВУ, используемых юридическими и физическими лицами без специального разрешения либо с нарушением правил их эксплуатации (использования), изъятии свидетельств о регистрации на указанные РЭС и ВУ, в том числе имеющих признаки подделки, наиболее проблемным может оказаться необходимость документального отражения сведений о типе, марке, комплектности, идентификационных номерах изделий, входящих в состав РЭС (приёмопередатчик, гарнитура, антенно-фидерное устройство, блок питания), а также техническом состоянии. Здесь особо актуальна техническая компетентность лиц, использующих поисковую (тестирующую) аппаратуру.

Кроме того, эффективность применения существующих мер административного принуждения находится в неразрывной взаимосвязи с психологической стороной данной деятельности. В психологическом плане эффективность зависит от готовности сотрудника полиции к действиям в нестандартной ситуации, от способности по внешним признакам составлять «психологический портрет» правонарушителя, от умений определять побудительные мотивы совершения проступка, распознавать лиц с выраженной конфликтностью, немотивированной агрессивностью, противоправной направленностью, а также иными проявлениями неадекватного поведения. Это необходимо ещё и для обеспечения личной безопасности.

Таким образом, хоть средства поиска и становятся совершеннее, влияние человеческого фактора не ослабевает. Да и вряд ли ослабеет в будущем – жизнь, как известно, имеет тенденцию к усложнению человеческих проблем, тем более тех, которые связаны с защитой его жизни, здоровья и благополучия.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Кем быть? Школьник — студент — профессионал
  • Незаконная свалка в Шушарах. Экологи и жители обеспокоены
  • Уникальная акция «Спасём книгу!» пройдёт в Москве
  • Молодые знатоки Земли. Чемпионат мира по географии
  • С садоводческой вольницей пора заканчивать

  • Выбор редактора »

  • История коммунизма

  • Top