Склоните главу над поруганной Музой


Снос ветхого жилья — нормальное явление, которое даже с радостью воспринимается населением. Демонтажные работы в Москве по удалению старой неактуальной рекламы тоже приветствуются. Но бывают и перегибы в этой области, возмущающие общественность. Недавно в Воронеже демонтировали скульптуру «Муза», как об этом сообщается на сайте «Культура ВРН» 8 августа.

Склоните главу над поруганной Музой. Фото с сайта http://culturavrn.ru/starred/10053 Склоните главу над поруганной Музой. Фото с сайта http://culturavrn.ru/starred/10053 Муза была просто выломана из арки, которую она украшала 25 лет. Скульптурная группа располагалась перед входом в Академию искусств Воронежа. Руководитель проекта Александр Мельниченко не был даже предупреждён. Для автора «Музы», скульптора Владимира Петрихина это был просто шок. Решение о сносе принималось поспешно, в узком кругу учёного совета академии.

Инициатором сноса стал ректор академии Эдуард Бояков. По сути, ректорат имеет право на своей территории делать всё, что посчитает нужным, ведь вуз находится в федеральном подчинении. Но этические нормы всё же существуют, как и обязательства по отношению к автору скульптуры, в которую тот вложил свою душу, а также перед студентами и преподавателями академии.

Необъяснимый поступок ректора академии вызвал не просто отрицательные отклики в студенческой среде и среди различных преподавателей искусств, отдельные из которых теперь подают заявления об уходе, но и нанёс моральный ущерб автору «Музы».

Скульптор Владимир Петрихин тяжело воспринял известие о демонтаже. Он сказал: «Я слишком много вложил в неё труда и души. Очень переживаю. Для каждого художника уничтожение его работы — как потеря близкого человека. Я раздавлен, даже нет сил протестовать».

Затем он добавил, выразив тем самым мнение большинства преподавательского состава академии: «Такие вещи недопустимы. Как минимум, надо было посоветоваться с городом. Если бы господин Бояков убедил всех, что это — не произведение искусства, не исторический памятник, то пусть бы убирал. Однако решение было принято и исполнено слишком поспешно, без какого-либо учёта общественного мнения. А ведь это знаковая работа».

О поспешности решения свидетельствует и время его принятия — когда многие преподаватели находились в отпусках. В созыве в такое время учёного совета многие тоже сомневаются. Юрий Астапченко, скульптор, член-корреспондент Российской Академии художеств, сказал по этому поводу: «Это очень неприятный и печальный прецедент. «Муза» — не только произведение искусства, но и символ академии, часть истории города и вуза. А её в спешке, втихую взяли и демонтировали. И учёный совет поддержал! Люди, которые ничего подобного не сделали, взяли на себя смелость уничтожать. Думаю, я больше не буду преподавать в академии, намерен уйти».

По поводу сноса скульптуры руководитель Воронежской организации Союза художников России Андрей Смирнов заявил: «Подобные акции надо обсуждать со специалистами — художниками, искусствоведами, а не давить административным ресурсом. Администраторы пусть решают кадровые вопросы, утверждают учебный план. А такие вопросы решают профессионалы. Уличное пространство — очень тонкий организм, не терпящий своеволия. Я не поддерживаю такие действия».

В обсуждении на страничке «Культура ВРН» в Интернете большинство выразило мнение, что снос Музы является просто актом вандализма. Куда дели скульптуру, чем обосновали, кто из учёного совета ещё причастен к акту вандализма – такие вопросы возникли у людей в ходе обсуждения.

Однако есть и те, кто считает, что демонтаж не является актом вандализма, не вникая в вопрос, как это было сделано, а сам ректор Бояков на страницах GAY.RU заявил: «Культура должна выполнять функцию поставщика смыслов, идей, проектов, сценариев, планов, апробаций», хотя по сути его поступок больше напоминает диктат, чем культурное поведение руководителя.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Малое Карлино превращается в Большое Фекальное
  • Не быть песчаному карьеру на Чёртовой горе
  • G 20: место встречи — Петербург
  • Самые дорогие частные школы в мире
  • Какие средства поиска нужны для обеспечения правопорядка?


  • Top