Китайская каллиграфия


Каллиграфия занимает достойное место среди традиционных искусств Китая. Она является не только средством общения и передачи знаний, но и средством выражения внутреннего мира человека.
«Четыре сокровища для обучения»: кисть, ёмкость с чернилами, бумага и раскаточная красочная доска. Кроме того, скорость, сила и ловкость являются ключом к созданию прекрасного произведения искусства. Фото: Ash-rly/Flickr

«Четыре сокровища для обучения»: кисть, ёмкость с чернилами, бумага и раскаточная красочная доска. Кроме того, скорость, сила и ловкость являются ключом к созданию прекрасного произведения искусства. Фото: Ash-rly/Flickr

В древности люди относились к каллиграфии с глубоким уважением. Поэтому она является важной частью китайской культуры и наследия.

При императорском дворе, когда отбирали кандидатов на государственную службу, они должны были показать своё искусство каллиграфии. Дети высокопоставленных чиновников также должны были обладать хорошими навыками в каллиграфии, и даже сами императоры искусно владели этим мастерством. Император Цяньлун династии Цин (1644-1911), великий покровитель искусств, оставил много образцов своей каллиграфии на стелах в храмах и дворцах.

Для создания каллиграфии нужны «четыре сокровища»: кисть, ёмкость с чернилами, бумага и раскаточная красочная доска. От каллиграфа также требовалась большая концентрация внимания, чтобы смоченную в жидких чернилах мягкую кисть ровно вести по бумаге, поскольку чернила очень быстро впитывались. Если при этом непрерывность движения кисти нарушается, то мгновенно образуется чёрное пятно, которое портит всю работу. Так что скорость, сила и ловкость являются ключом к сотворению прекрасного произведения искусства.

Многие каллиграфы забывают о своих ежедневных заботах и даже о самих себе, сосредоточив все свои мысли на работе. Каллиграфию можно сравнить с тай-чи и цигун, которые требуют спокойного сознания и концентрации, в результате чего человек совершенствуется.

Каллиграфия словно зеркало отражает спокойное состояние души человека. Шедевры каллиграфии показывают жизненный опыт, личность самого автора, уровень его мастерства и другие индивидуальные качества.

В Древнем Китае в ходе императорских экзаменов (система отбора самых талантливых людей для поступления на государственную службу) каллиграфия давала экзаменаторам важное первоначальное впечатление о потенциальных кандидатах.

В отличие от других методов изобразительного искусства, в каллиграфии все мазки — точные и смелые, требующие тщательного планирования и уверенного исполнения. Такие же навыки необходимы чиновнику или руководителю. В то время, когда нужно соответствовать определённой структуре слов, выражение мысли может быть необычайно творческим. Способность использовать своё воображение и личные впечатления, придерживаясь законов и постановлений государства, была той самой добродетелью, которую всегда высоко ценили люди.

Китайская каллиграфия, как и сама письменность, начинается с иероглифов. На протяжении многих веков появлялись бесчисленные стили и школы. Формы китайского каллиграфического письма обычно разделяются на пять видов. Первый — Чжуань, или «печатный знак». Второй является официальным или конторским видом письма и известен как «Ли». Третий вид называется «Кай». Четвёртый — «беглый почерк», известен как «Син». Пятый — «скоропись», называется «Цао».

Каллиграфия считается хорошим способом поддержания хорошей формы и здоровья, она действует успокаивающе. В истории многие художники-каллиграфы, как в Китае, так и в Японии, были хорошо известны своим долголетием.

Версия на английском


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • В Китае арестовали сотни блогеров
  • Основная задача суда над Бо Силаем — не нарушить баланс сил в Китае
  • Почему Китай не может создать мировые бренды
  • Китайский медик сознался в извлечении органов без согласия
  • В Синьцзяне произошло очередное кровавое столкновение. Десятки погибших и раненых

  • Выбор редактора »

  • История коммунизма

  • Top