Пекин трубит об инвестициях на фоне неудач «ликономики»


В современном Китае, где экономический пузырь и концепция территориального управления выбросами идут рука об руку, любая идея может умереть ещё до того, как будет проверена возможность её реализации. Такова судьба «ликономики»: такое название в конце июня дал инвестиционный банк Barclays серии мер, предпринятых премьер-министром Ли Кэцяном.
Китайский премьер-министр Ли Кэцян на пресс-конференции 26 мая 2013 г. в Берлине. Имя Ли Кэцяна связывают с экономической реформой в Китае, названной в его честь «ликономикой». Фото: Carsten Koall/Getty ImagesКитайский премьер-министр Ли Кэцян на пресс-конференции 26 мая 2013 г. в Берлине. Имя Ли Кэцяна связывают с экономической реформой в Китае, названной в его честь «ликономикой». Фото: Carsten Koall/Getty Images

Два главных аспекта «ликономики» — «отсутствие стимуляции» и уменьшение долговой нагрузки пошли вразрез с действительностью после того, как прозвучали обещания властей об инвестициях. Что касается третьей части плана, структурной реформы, с осуществлением которой не торопятся, вслед за новым стимулированием экономики режима она лишь может следовать по проторенной дороге.

Местные проекты

Китайский премьер-министр финансов Лоу Цзивэй произнёс слова «без стимулирования» на встрече министров финансов G20. Вслед за этим многие провинции и города, включая Цзянсу, Аньхуй, Чунцин, Сычуань, Гуйчжоу и Шааньси, издали постановления или провели встречи, требующие от нижестоящих руководств ускорить проекты по строительству железных дорог, автомагистралей, аэропортов, согласно 25-летнему плану.

Китайский коммунистический режим составляет экономические планы-пятилетки с 1953 г. 25-летний план включает период 2011–2015 гг. Стремительное расширение инфраструктуры железных дорог, магистралей и аэропортов — один из пунктов плана.

Департаменты по развитию и реформам приблизительно 36 городов подали заявки на проекты по строительству объектов. Очередное вливание инвестиций местных самоуправлений сосредоточилось на расширении инфраструктуры и реновации трущоб.

Однако после того как премьер-министр и министр финансов заявили, что новых вливаний не планируется, смогут ли провинциальные руководства идти своим собственным путём вразрез с указаниями центрального правительства?

Для тех, кто немного знаком с методами работы коммунистической партии Китая, очевидно, что это невозможно. Хотя на первый взгляд кажется, что местные правительства разрабатывают планы и ведут свою собственную политику, когда дело доходит до реализации этих проектов, они должны получить одобрение от центрального руководства, иначе они ничего не смогут сделать.

Финансовая поддержка центрального руководства

Международный инвестиционно-банковский сектор рассчитывал, что снижение доли заёмных средств позволит экономической реформе Китая двигаться в сторону маркетизации. Тем не менее, китайский режим решил дать возможность банкам предоставить внушительную поддержку местным правительствам.

В июле государственный совет принял Закон о финансовой поддержке реструктуризации, преобразования и развития экономики, согласно которому нужно продолжать вливания в «ключевые области» и «проблемные зоны».

12 августа государственный совет издал директиву «Государственный совет о финансовой поддержке мелкого бизнеса и микропредприятий», в котором указывалось, что политика поддержки мелких предприятий должна быть усилена.

Шанхай стал фокусной точкой политики по финансовой поддержке. 6 августа Сельскохозяйственный банк Китая (ABC) подписал соглашение с муниципальными властями Шанхая на предоставление кредита в размере 250 миллиардов юаней (41 миллиардов долларов). Это равноценно 12,5% ВВП Шанхая за прошлый год. Эти средства пойдут на строительство Диснейленда в Шанхае, а также на реализацию инновационных проектов в шанхайской свободной экономической зоне.

По данным Daily Economic News, новый заём — лишь один из шести компонентов финансовой поддержки, выделенной ABC Шанхаю. Такое большое количество кредитов наводит на мысль, что власти организовали «новую серию бюджетных стимулов», как говорится в статье.

Банк развития Китая (CDB), который служит интересам национальной политики, также присоединился к крупнейшим коммерческим банкам. Недавно CDB заключил меморандум о сотрудничестве с властями провинций Цзянсу, Хэбэй и Цинхай. Кроме того, провинциальные филиалы CDB также подписали многие соглашения на уровне префектур.

Банк развития Китая (CDB), который служит интересам национальной политики, также присоединился к крупнейшим коммерческим банкам. Недавно CDB заключил меморандум о сотрудничестве с властями провинций Цзянсу, Хэбэй и Цинхай. Кроме того, провинциальные филиалы CDB также подписали многие соглашения на уровне префектур.

Руководитель CDB Ху Хуайбан в недавнем интервью сказал, что в первой половине этого года CDB выделил сотни миллиардов юаней. 80% этих средств пойдут на развитие угледобывающей промышленности, транспорта, энергетики, сельского хозяйства, лесной промышленности, коммуникаций и общественной инфраструктуры.

Участие этого банка свидетельствует о том, что займы станут главным источником финансирования. Как известно, CDB — это инвестиционный банк, увеличивающий капитал, выдавая кредиты. По объёму кредитов он уступает лишь Министерству финансов. Иногда его называют «вторым Министерством финансов».

Когда коммерческий банк увеличивает число кредитов местным властям, это рассматривается как стимуляция коммерческой деятельности; в свою очередь, займы со стороны CDB представляют собой финансовый экономический стимул.

Долги на местном уровне

Большинство китайских и зарубежных экспертов полагают, что главные факторы, которые могут привести к экономическому и финансовому кризисам, — это огромный государственный долг Китая и теневая банковская система. Государственные экономисты Китая также испытывают беспокойство по этому поводу.

Опубликованный Университетом Цинхуа в июле отчёт о бюджетной прозрачности показал, что общий уровень прозрачности в 289 китайских городах крайне низкий. Даже Шанхай, имеющий лучший показатель по Китаю, не отвечает минимальным нормам. Что ещё более серьёзно, многие местные правительства скрывают свои задолженности. Лишь 13 городов обнародовали информацию о своих долгах.

Долги местных самоуправлений служат источником хаоса на протяжении долгого времени. Старые кредиты на только не выплачивают, но и создаются новые долги. В демократических странах редко можно наблюдать подобное явление.

В США в такой ситуации правительства могут лишь объявить о банкротстве, как это произошло с округом Ориндж в Южной Калифорнии в 1994 г. и недавно с городом Детройтом.

Старое коммунистическое высказывание гласит: «Ничто не может победить коммунистическую партию Китая». Это потому, что она никому не подотчётна.

13 августа отчёт Outlook Newsweek обнаружил, что местные чиновники просто не выплачивают долги, доставшиеся им от их предшественников.

В условиях фиксированного дохода от налогов расходы местных правительств продолжают расти. Они понимают урбанизацию, как простое увеличение потока инвестиций в инфраструктуру, поэтому неудивительно, что долги продолжают расти из года в год, говорится в докладе.

Но самой большой проблемой является не рост долгов, а их непрозрачность, сообщается в докладе. Местные самоуправления сами не знают, насколько велики их долги. Руководство городов и уездов не только не осознаёт серьёзность этой проблемы, но и постоянно откладывает их выплату. Они считают, что не должны выплачивать долги, накопленные чиновниками, занимавшие их посты ранее.

Подобная экономическая система не пользуется доверием. В экономической структуре, не имеющей доверия, инвестиции и производство могут служить лишь для удовлетворения кратковременных потребностей.

Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что долгожданная реформа «ликономики» просто продолжит начатую Вэнь Цзябао в 2008 г. политику стимулирования экономики путём государственных инвестиций.

Эта так называемая экономическая реформа не что иное, как старые трюки под новым лозунгом. Просто теперь они говорят об инвестициях в «урбанизацию нового характера», а не о вложениях в «рынок недвижимости», а также предполагают облегчить прописку «хукоу» для крестьян, переехавших в город.

Это определённо не вина Ли Кэцяна. «Ликономика» не имеет институционной основы для реализации. Давление со всех сторон на протяжении некоторого периода времени должно было позволить это понять всем. Правда, то, что для этого понадобилось менее трёх месяцев, оказалось неожиданностью.

***** Хэ Цинлян — известный китайский автор и экономист. В настоящее время она проживает в США. Хэ Цинлян написала книги «Подводные камни Китая» о проблеме коррупции в ходе экономической реформы 90-х и «Туман цензуры: медиаконтроль в Китае» об ограничении прессы.

Версия на английском


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Сокрытие правды в случае с Бо Силаем: соучастие компартии Китая в преступлениях Бо Силая
  • В Перми будет создана консерватория
  • Почему глава Гонконга испугался слов учительницы?
  • В Китае масштабно продают мясо больных животных
  • Китайская каллиграфия


  • Top