Календарь истории. Пётр Нестеров. От «мёртвой петли» до тарана


Пётр Николаевич НестеровНажмите на фото, что бы открыть галерею!

100 лет назад — 9 сентября (27 августа с.с.) 1913 года, военный лётчик Пётр Нестеров впервые в мире выполнил замкнутую петлю в вертикальной плоскости, названную впоследствии «петлёй Нестерова».

Пётр Николаевич Нестеров родился 27 (15) февраля 1887 года в Нижнем Новгороде в семье офицера-воспитателя кадетского корпуса.

В юные годы Пётр учился в Нижегородском кадетском корпусе. Учение давалось легко, интересы его были разнообразны. Много внимания мальчик уделял точным наукам, неплохо рисовал, пел, играл на мандолине.

В выписке из аттестационного журнала за 1903-1904 годы говорилось: «Кадет 7 класса Нестеров… обладает острым умом, любит математику, физику, черчение. Чрезвычайно настойчив в принятых решениях, проявляет динамический характер… Кадет Пётр Николаевич Нестеров — идеальный тип будущего офицера с ярко выраженными моральными качествами и храбростью, могущего увлечь за собой своих подчинённых в бою».

После окончания кадетского корпуса его направили для продолжения учёбы в Михайловское артиллерийское училище в Санкт-Петербурге. Здесь он прошёл хорошую теоретическую и практическую подготовку, серьёзно изучал опыт применения артиллерии в период русско-японской войны (1904-1905 гг.)

После блестяще сданных экзаменов подпоручик П. Нестеров служил во Владивостоке, где разработал правила применении аэростата в качестве наблюдательного пункта для корректирования артиллерийской стрельбы.

«Моё увлечение авиацией началось с 1910 года, — вспоминал потом П. Нестеров. — Я поставил себе задачу построить такой аппарат, движения которого меньше всего зависели бы от окружающих условий и почти всецело подчинялись бы воле пилота. Мне казалось, что только соблюдение этих условий и только такой аппарат могут дать возможность человеку свободно парить. Только тогда… авиация из забавы и спорта превратится в прочное и полезное приобретение человечества».

В то время русские лётчики летали в основном на французских машинах. Патриотическое чувство Нестерова оскорбляла мысль о зависимости России от иностранных фирм. В нём крепло решение стать лётчиком и конструктором самолётов. Ещё в 1910 году, будучи артиллеристом, Пётр Николаевич построил планер и летал на нём. Позже, на основе изучения полёта птиц, он разработал проект оригинального самолёта без вертикального оперения.

Именно желание быть лётчиком и конструктором в 1911 году привело П. Нестерова в Петербургскую офицерскую воздухоплавательную школу. За успехи в учёбе по окончании школы П. Нестерову вручили орден Святой Анны 3-й степени. В мае 1913 года он получил назначение в 11-й корпусный авиаотряд. Вскоре Пётр Николаевич стал командиром этого отряда.

В то время существовали две тенденции обеспечения безопасности полётов. Англичане и французы для безопасности полётов старались обеспечить самолёту автоматическую стойкость, которая не позволяла ему принимать в воздухе значительные углы крена. Другие справедливо утверждали, что падения можно избежать только при правильном управлении самолётом.

Приверженцем этой концепции стал и П. Нестеров. Нестеровскую идею поворота аэроплана с креном, не говоря уже о его заявлениях о возможности сделать в воздухе «мёртвую петлю», не только конструкторы, но и товарищи считали сумасбродством. Эту инертность и косность можно было победить, доказав это на практике.

Старые правила пилотирования нарушались П. Нестеровым неоднократно. Он освоил глубокие виражи, планирующий спуск, научился парировать скольжение на крыло и на снос. Его система планирования с выключенным мотором и исключительное самообладание помогли ему в январе 1913 года избежать гибели, когда во время очередного полёта загорелся бензин в бензобаке и мотор заглох.

Это нагляднее всего доказало превосходство нового метода управления самолётом. Его первые в мире изыскания в области техники маневрирования моноплана в горизонтальной плоскости и исследования в осуществлении виражей приглушили сомнения скептиков. Пришло и первое признание. В данной ему в 1913 году характеристике говорилось: «Пётр Нестеров: летчик выдающийся. Технически подготовлен отлично. Энергичный и дисциплинированный. Нравственные качества очень хорошие…».

В мае 1913 года П. Нестеров был назначен в авиационный отряд в Киеве. Началась служба в качестве военного лётчика, которая принесла ему мировую славу.

В то время мир будоражили рекорды длительных перелётов. У лётчика созрела мысль совершить такой перелёт без всякой подготовки в условиях, максимально приближенных к боевым. Перелёт был осуществлён в августе 1913 года тремя самолётами по маршруту: Киев – Остер – Козелец – Нежин – Киев. Это стало новым явлением в военной лётной практике.

Пётр Нестеров совершенствовал пилотирование, отрабатывал крутые виражи, готовясь осуществить «мёртвую петлю». Одолевали сомнения в надёжности конструкции самолёта, а главное — будет ли его эксперимент нагляден и понятен. И вот пришла решимость.

9 сентября (27 августа с.с.) 1913 года нестеровский «Ньюпор» взмыл в небо. Набрав высоту 800-1000 метров, лётчик выключил мотор и начал пикировать. На высоте около 600 метров мотор был включён и самолёт устремился вертикально вверх, потом лёг на спину, описал петлю и пошёл в пике. Мотор снова был выключен, самолёт выпрямился и плавной спиралью благополучно приземлился. П. Нестеров впервые в мире выполнил на самолёте замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Этим манёвром он положил начало высшему лётному пилотажу.

Киевское общество воздухоплавания присудило П. Нестерову золотую медаль. Но военное начальство было категорически против «мёртвой петли». Сам же пилот был уверен, что «фигурные полёты — это школа лётчика». Несмотря на запрещения, П. Нестеров в марте 1914 года повторил «мёртвую петлю».

Петля Нестерова своё название «мёртвая» получила из-за того, что первые попытки выполнить эту фигуру осуществлялись на заре развития авиации на самолётах, которые не выдерживали возникающих при этом перегрузок и разрушались, а пилоты обычно не выживали.

Вскоре и другие авиаторы в России и за границей начали выполнять «мёртвые петли». Больше всех прославился своими фигурными полётами французский авиатор Адольф Пегу, вторым сделавший «мёртвую петлю» после Петра Нестерова.

В первой половине 1914 года Пётр Николаевич осуществил два рекордных перелёта: Киев – Одесса за 3 часа 10 минут и Киев – Гатчина за 9 часов 35 минут. Для того времени это было большим достижением.

После объявления войны Пётр Нестеров вместе со своим авиаотрядом в июле 1914 года отбыл из Киева в действующую армию.

П. Нестеров осуществил ряд воздушных разведок, выполнил одну из первых бомбардировок приспособленными для этого артиллерийскими снарядами. В боевых условиях продолжал совершенствовать тактику ведения ночной разведки, искал новые способы боевого применения авиации, осуществлял бомбометание.

Австрийское командование обещало большое денежное вознаграждение тому, кто собьёт аэроплан П. Нестерова.

До 1914 года всю «огневую мощь» аэропланов составляли личные револьверы лётчиков. П. Нестеров попробовал оснастить самолёты своего отряда рядом приспособлений его собственной конструкции. Для разрушения оболочки самолёта неприятеля он установил в хвостовой части аэроплана «нож-пилку», а для поражения воздушного винта — длинный трос с грузом на конце в виде «кошки».

Русский пилот отстаивал мысль о возможности и необходимости воздушного боя с использованием тарана, ввиду отсутствия в то время на самолётах пулемётов, причём, неприятельская машина должна была быть сбита ударом сверху. Вскоре Нестеров осуществил этот приём на практике.

8 сентября (26 августа с.с.) 1914 года прославленный лётчик в последний раз поднял против неприятеля свой «Моран». Небольшой моноплан П. Нестерова выследил и настиг более мощный по величине и по скорости «Альбатрос» врага, летевший на высоте, недосягаемой для наземной артиллерии. Свидетель писал: «Нестеров зашёл сзади, догнал врага и, как сокол бьёт неуклюжую цаплю, так и он ударил противника».

Громоздкий «Альбатрос» продолжал некоторое время лететь, потом повалился на левый бок и стремительно упал. Не спасся и Пётр Нестеров. Он протаранил самолёт неприятеля, тем самым подбив его. Но при этом самолёт П. Нестерова получил сильные повреждения и упал с высоты на землю. Лётчик погиб, ему было 27 лет.

Это был первый воздушный таран, показавший миру трагедию воздушного боя и отвагу военного лётчика. За этот подвиг Пётр Николаевич Нестеров был посмертно награждён орденом Святого Георгия IV степени.

В 1962 году Международная авиационная федерация (ФАІ) ввела переходный приз для победителя первенства мира по высшему пилотажу — кубок им. П. Нестерова.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:



Top