Франсуа Де Ларошфуко


Франсуа Де Ларошфуко. Фото с сайта dic.academic.ruФрансуа Де Ларошфуко. Фото с сайта dic.academic.ru 400 лет назад, 15 сентября 1613 года, в Париже родился Франсуа де Ларошфуко — политический деятель, философ, писатель-моралист.

Представитель знатного французского рода, Франсуа де Ларошфуко играл важную роль при дворе. Обладая титулом принца Марсийака, он занимал блестящее положение в обществе. Ларошфуко участвовал в Тридцатилетней войне, где отличился в сражении при Сен-Никола. С молодости он отличался остроумием и смелостью суждений, был знаменит своими литературными трудами.

Франсуа де Ларошфуко принимал участие в движении Фронды (гражданская война во Франции в 1648-1653 гг.), был тяжело ранен. Он прославился тем, что произнёс в парламенте речь, напечатанную под заголовком «Апология принца де Марсийака», которая стала политическим кредо знати в гражданской войне. Суть декларации заключалась в необходимости сохранения привилегий аристократов — как гарантов благополучия страны. Ларошфуко выступал противником абсолютизма.

На протяжении почти десяти лет он работал над мемуарами, которые вошли в ряд лучших воспоминаний о Фронде. В 1662 году Ларошфуко опубликовал «Мемуары» — Memoires (Mémoires sur la régence d’Anne d’Autriche), которые стали одним из наиболее интересных документов эпохи, ценным источником сведений о тех временах.

В них Ларошфуко подробно описывает политические и военные события во Франции того периода. О себе он говорит в третьем лице, в беспристрастной и независимой манере рассказывая о собственной неудачной роли в событиях Фронды.

Историю о подвесках королевы Анны Австрийской, которая легла в основу романа «Три мушкетёра», А. Дюма взял из «Мемуаров» Франсуа де Ларошфуко. В романе «Двадцать лет спустя» Ларошфуко выведен под своим настоящим титулом — принца де Марсийака.

Результатом жизненного опыта Ларошфуко явились его «Максимы» — Maximes (Размышления, или Моральные изречения и максимы. Rflexions, ou Sentences et maximes morales, 1665 г.) — сборник афоризмов, составляющих кодекс житейской философии. Это философский итог его наблюдений за нравами французского общества того времени.

Главными движущими силами поведения человека Ларошфуко считал себялюбие и эгоистический расчёт. Ларошфуко не первым открыл главную побудительную причину человеческих поступков — скрываемое себялюбие (amoure propre), его заслуга в том, что он искусно проиллюстрировал и облёк это в лаконичную форму.

Автор пришёл к выводу, что поведение человека объясняется его эгоизмом и инстинктом самосохранения, но мораль определяется жизненной ситуацией. Максимы сразу принесли автору мировую известность.

Ларошфуко часто называли пессимистом, несмотря на то, что он смотрел на мир реально и принимал общество со всеми его пороками, считая принцип всеобщего эгоизма чем-то вроде закона природы, который позволяет объяснить человеческие слабости. Разум позволяет человеку, говорил он, ограничивать свою собственную природу, сдерживать претензии своего эгоизма. «Максимы» Франсуа де Ларошфуко:

* Истинность — вот первооснова и суть красоты и совершенства; прекрасно и совершенно лишь то, что, обладая всем, чем должно обладать, поистине таково, каким должно быть. * Роскошь и чрезмерная изысканность предрекают верную гибель государству, ибо свидетельствуют о том, что все частные лица пекутся лишь о собственном благе, нисколько не заботясь о благе общественном. * Величием духа отличаются не те люди, у которых меньше страстей и больше добродетелей, чем у людей обыкновенных, а лишь те, у кого поистине великие замыслы. * Если требуется большое искусство, чтобы вовремя высказаться, то немалое искусство состоит и в том, чтобы вовремя промолчать. * Мало обладать выдающимися качествами, надо ещё уметь ими пользоваться. * Суждения наших врагов о нас ближе к истине, чем наши собственные. * В серьёзных делах следует заботиться не столько о том, чтобы создавать благоприятные возможности, сколько о том, чтобы их не упускать. * Величайший подвиг дружбы не в том, чтобы показать другу наши недостатки, а в том, чтобы открыть ему глаза на его собственные. * Себялюбие — это любовь человека к себе и ко всему, что составляет его благо. * Поскольку всех счастливее в этом мире тот, кто довольствуется малым, то власть имущих и честолюбцев надо считать самыми несчастными людьми, потому что для счастья им нужно несметное множество благ. * Нигде не найти покоя тому, кто не нашёл его в самом себе. * О достоинствах человека нужно судить не по его хорошим качествам, а по тому, как он ими пользуется. *Обычно счастье приходит к счастливому, а несчастье — к несчастному. * Одних своекорыстие ослепляет, другим открывает глаза. * Истинно благородные люди никогда ничем не кичатся. * С судьбой следует обходиться, как со здоровьем: когда она нам благоприятствует — наслаждаться ею, а когда начинает капризничать — терпеливо выжидать, не прибегая без особой необходимости к сильнодействующим средствам. * Больше всего оживляет беседу не ум, а взаимное доверие. * Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности. * Мы часто клеймим чужие недостатки, но редко, пользуясь их примером, исправляем свои. * Ясный разум даёт душе то, что здоровье — телу.

Умер Франсуа де Ларошфуко в Париже 17 мая 1680 года.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:



Top