Павел Маркин: С каждой съёмки должен быть хотя бы один первоклассный кадр


Павел Маркин — Заслуженный работник культуры РФ, декан факультета фотокорреспондентов имени Ю.А.Гальперина Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области с 1983 года, председатель фотосекции Санкт-Петербурга.

На счету фотохудожника — 35 персональных выставок. Он является победителем и лауреатом многих фотоконкурсов, в том числе VIII традиционного творческого конкурса среди журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Золотое перо-2002» («Журналист года» — Гран-при»), обладателем призов «Фарфоровый джентльмен» и «Золотой Пеликан».

П.Маркин во время проведения мастер-класса на фотофестивале П.Маркин во время проведения мастер-класса на фотофестивале «Питер Фото-Фест» под Санкт-Петербургом. Август 2013г. Фото: Сергей Лучезарный/Великая Эпоха (The Epoch Times)

С Павлом Михайловичем мы встретились на фотофестивале «Питер Фото-Фест», который состоялся под Санкт-Петербургом в конце августа 2013 года. Известный российский фотокорреспондент проводил мастер-классы, делился своим многолетним опытом в фотографии. Интервью с Павлом Михайловичем посвящено основным тонкостям и нюансам работы фоторепортёра.

— Павел Михайлович, в чём специфика работы современного фоторепортёра?

П.М.: К сожалению, сегодня в фотожурналистику пришла масса непрофессионалов. Это очень больное место, потому что каждый главный редактор, каждый заведующий отделом оформления считает, что сегодня может снимать любой сотрудник издания. Даже главный редактор считает, что может и сам снять, и всё будет так же резко. На самом деле это не так. Профессиональный фотокорреспондент снимает так, чтобы каждое его фотография была символом, знаком. Сделать фоторепортаж архисложно.

Сделать какой-то фотопроект гораздо и проще, и сложнее. Но когда такого фотохудожника просишь принести, например, с пресс-конференции обычную «фотомордочку», как мы называем портрет очередного фотогероя, то он находит тысячи причин, почему ему это не удалось сделать…

— Фотопроект — это работа, растянутая во времени?

П.М.: Да, фотопроекты могут длиться от недели до месяца, а то и годы. И каждый кадр при этом тщательно продуман. В результате съёмки получаются, порою, тысячи файлов, из которых необходимо отобрать лучшие. И это адский труд. А фотокорреспондент, как правило, ежедневно должен для газеты с любого события или мероприятия принести, как я считаю, минимум, три абсолютно разных кадра, в которых должно быть отражена и суть и значимость того или иного события. Это основа основ классического фоторепортажа.

— А сколько кадров необходимо размещать на новостном сайте?

П.М.: Оптимально, по моему собственному опыту, зрительно воспринимается, максимум, 12 фотографий. Это касается любых, даже очень крупных мероприятий. Например, фестиваль может длиться несколько дней, а то и месяц, но ты отобрал 12 самых выразительных и разноплановых фотографий со всей многодневной съемки и показал все, что происходило на этом празднике в разные дни и самых разных ситуациях. И это по-настоящему профессиональная работа.

Иногда просматриваешь съёмку своего юного коллеги и видишь сплошные дубли. Например, фотограф стал снимать портреты, а они никакие. Эмоций-то на лице героя абсолютно никаких. А вот если ты поймал горе, слёзы, ожидание, восторг – ты на коне.

Если говорить о современном мультимедиа показе, то четыре минуты, на мой взгляд, вполне достаточно. Человек живёт в сжатом времени и привык мыслить яркими образами. Если ты прочитал яркие мысли в репортаже, то сразу всё становится понятно.

— Как правильно компоновать в фоторепортаже общий, средний и крупные планы?

П.М.: Общий план, как правило, лучше снимать с верхней точки, чтобы показать, где это происходит, на фоне каких домов, сколько человек участвует. Можно дать несколько портретов, а всё остальное — средний план. Чаще всего это средний план — групповой кадр с вашими героями по пояс. И эти фотоработы должны обязательно чем-то «цеплять». На них обязательно должно что-то происходить: события, эмоции, действия. Можно и спящего человека сфотографировать гениально, если у него удивительная эмоция застыла на лице или развалился он в сказочной по своей непредсказуемости позе. Если люди на вашем кадре абсолютно без каких либо эмоций, то кадр, как правило — пустой. И информации в нём, как правило, ноль!

Нужно обязательно ждать эмоции. Я понимаю, что в обычном новостном мероприятии найти большое количество интересных кадров очень сложно. И тут я советую постоянно менять точку зрения. Только не стой на месте! Не ждите кадра, а ищите его.

— Как Вы относитесь к постановочным кадрам, когда совсем нечего снимать?

П.М.: Я противник постановочных фото. Пусть будет 3-6 фото, но реальных. А то бывает, что приходят телевизионщики и просят вручить знамя или орден ещё раз. Я допускаю лишь одну провокацию, когда окликаешь человека, и он оборачивается. При этом получаются естественные снимки. Но не когда просишь человека остановиться и улыбнуться еще и еще раз – это не фотография, а фикция.

— Как сделать репортаж более интересным?

П.М.: В любых, например, динамичных видах спорта я рекомендую делать один кадр с проводкой. Такое фото всегда обогатит репортаж. Ещё я рекомендую использовать различную оптику, постоянно меняя длиннофокусные, широкоугольные и сверхширокоугольные объективы. Помогает и зуммирование на длинной выдержке и съёмка со вспышкой по задней шторке… Но все эти технические приёмы не должны становиться штампами в Вашем творчестве или постоянной самоцелью.

Владимир Вяткин проводит мастер-класс на фотофестивале Владимир Вяткин проводит мастер-класс на фотофестивале «Питер Фото-Фест» под Санкт-Петербургом. Август 2013г. Фото: Сергей Лучезарный/Великая Эпоха (The Epoch Times)
— Насколько необходимо соблюдать хронологию в репортаже?

П.М.: Хронология не всегда нужна. Должны быть какие-то логические построения. В самом начале можно поставить крупный план. Например, репортаж о соревнованиях можно начать с фотографии кубков или призов для победителей. А если ещё при этом поймать в кадре сценку на заднем плане, то будет совсем другое творческое решение. — Должен ли быть в фоторепортаже главный кадр?

П.М.: Должен быть обязательно. Очень часто в любом печатном издании остаётся мало свободного места, так как всё занимает реклама. В результате вместо развернутого репортажа требуется лишь один кадр, а у тебя нет максимально информационной фотографии. Это актуально сегодня и для Интернета. Есть много Интернет- изданий, которым нужен только один кадр. Это главный кадр, который является сутью любого события. На нём держится весь фоторепортаж.

— Можно ли сделать главный кадр спонтанно?

П.М.: Его можно сделать абсолютно спонтанно. Но для этого нужна ежедневная тренировка. Но самое главное, на мой взгляд, и на любом событии — прийти заранее на место съёмки, и заранее изучить, где и что будет происходить, где будет награждение, кто главные действующие лица, познакомиться со сценарием, если он есть, или подробно расспросить обо всем организаторов и т.д. И еще нужно время, чтобы провести рекогносцировку и постоянно искать на месте будущего события все новые и новые точки съёмки.

— Я один раз снимал спортивные соревнования. У меня появилась мысль взять микрофон и попросить около 200 зрителей встать и активно аплодировать, чтобы снять эмоциональный кадр. Такой метод допустим для профессионального фотографа?

П.М.: Конечно, это допустимо. А почему нет? Такие кадры очень нужны, когда общим планом показываешь зрителей с какими-то эмоциями, кричат, показывают флажки, передают настроение. Групповой кадр всегда обращает на себя внимание. Но все же лучше поймать этот кадр без постановки.

— При съёмках в регионах посещаемость мероприятий бывает небольшая. В таких ситуациях не нужно стремиться показывать зрителей?

П.М.: Тут чаще всего выручает съёмка с проводкой. Бывает, на соревнованиях в небольшом городке сидят три зрителя. При съёмке с проводкой можно показать бегущего победителя, а на заднем плане вместо зрителей мы видим динамичные полосы, подчеркивающие движение и скорость. Этим всё решено. И никакого обмана.

На одной фотографии, конечно, можно показать, что интересные соревнования проходят при полупустых трибунах. Но если ты сидишь в небольшом городке, и каждый раз будешь показывать пустые трибуны, то это надоедает и читателю, и телезрителю.

— Многие фотографии, снятые в новостном репортаже, сравнивают с фотоработами в фотоисториях, которая снимались с тщательной подготовкой и за гораздо больший срок. Сколько хороших фотографий должно быть в новостном репортаже?

П.М.: С каждой съёмки должен быть хотя бы один классный кадр. Причём, с любой съёмки. Если ты не снял этот кадр, то ты не работал, ты поленился, ты не подумал.

— То есть хотя бы одна фотография должна и тебе понравиться, и другим?

П.М.: Как правило, если у тебя есть опыт и кадр тебе понравился, он тебя зацепил, то он и другим понравится. Порой ко мне приносят на портфолио 300 фотографий и при этом никак не могут отобрать 20-30. Отобрать лучшие фотографии — это очень сложная работа и это хорошо начинает получаться только с годами и с опытом. Поэтому, как правило, фотографии отбирает не сам фотокорреспондент, а дизайнер, бильд-редактор, ответственный секретарь, главный редактор. Но по своему личному опыту, в любом варианте не стоит показывать те фотографии, которые ты сам забраковал.

В журнале «Русский репортёр» работает Андрей Поликанов, заместитель главного редактора, директор фотографии. Он является гениальным бильд-редактором. Из любого материала он вытаскивает замечательные фотографии. Многие наши выпускники работают в «Русском репортёре». Это Яна Романова, Таня Плотникова, Сергей Максимишин и многие другие. И я каждый раз убеждаюсь, насколько точен отбор Андрея. — Но, помимо отбора, иногда необходима и обработка фотографий?

П.М.: Например, Татьяна Плотникова всё снимает в чёрно-белом изображении, но в RAW-формате. И очень часто Поликанов ставит на обложку «Русского репортёра» одну из фотографий этого материала. А RAW-формат как раз и позволяет это сделать без труда. Одна из самых известная фотоисторий Татьяны — это забой оленей в далекой Якутии.

Если бы это всё было снято в цвете, то была бы видна сплошная кровь, убийство… Это было бы тяжело воспринимать и отвлекало бы внимание. Снятая Плотниковой фотоистория, в чёрно-белом варианте получилась ещё трагичнее. В отсутствии цвета получается совсем другая более глубокая драматургия.

— Бильд-редактор должен быть хорошим фотографом или он может совсем не уметь фотографировать?

П.М.: Он может и не уметь фотографировать. Просто нужен талант, как и в любом другом деле. Я знаю много тому примеров. Тот же Андрей Поликанов не был фотографом, но он замечательный бильд-редактор. К сожалению, у нас не готовят бильд-редакторов — все, в основном, самоучки. Поэтому у нас так мало таких изданий, как «Русский репортёр».

— Какие настройки камеры наиболее важны при съёмке?

П.М.: Я считаю, что в каждой ситуации фотокорреспондент и любой фотограф должен выставить баланс белого. Автоматическая настройка баланса белого — это полное безумие. Даже фотография природы с её светлыми участками, тенями, полутенями могут получиться красивыми, но цвета получаются ненатуральными. Для получения натуральных цветов бери белый или серый лист бумаги и выставляй необходимые настройки своей камеры.

Сегодняшняя молодёжь интуитивно осваивает кнопки работы своей фотокамеры. И инструкция абсолютно не читается. На деле существует масса технических нюансов, которые необходимо учитывать для получения качественного снимка.

Кроме того, можно обыграть цвет, используя настройки баланса белого: солнце, тень, люминесцентные лампы и т.д. Поставил днём, например, лампы накаливания, смотришь, а кадр заиграл совсем по-другому. Фон был обычным, а стал синим.

— Допустимо ли, на Ваш взгляд, в новостной съёмке делать красивый задний план, который может отвлекать от события? Приемлемо ли репортажную фотографию превращать в художественную?

П.М.: Считаю, что даже новостная фотография должна быть высокохудожественной. Она должна быть красивой! Повесил её на стену и любуешься! Конечно, если ты вставляешь облака или футбольный мяч с другого файла, убираешь дерево, «выросшее» из головы человека, то это недопустимо и за этим нужно следить на съёмке.

— Сейчас во многих интернет-СМИ помещают репортажи с большим количеством фотографий, до 100 и даже больше? Как Вы к этому относитесь?

П.М.: В такой ситуации ты понижаешь требования к самому себе. Ты показываешь дубли. Зачем они нужны? Лучше меньше, но «позолотистее». Хотя бывают и исключения. Как мне сказал Владимир Вяткин, на студенческой Универсиаде в Москве он отснял около 480 фотографий, за которые ему не стыдно. Из них он сделал 16 фотоисторий. Но, это Гений, Талант!

С ним снимали его четверо коллег. Когда он спросил их, сколько они сделали хороших кадров, то ответы были: два кадра, семь-восемь кадров. Но когда Владимир показал свои 480 кадров, то вызвал у них восхищение — все отличные и абсолютно разные! Просто удивительно, как он видит спорт, как он строит кадр. Стоит посмотреть его спортивные серии, с которыми он победил на World Press Photo. Это и синхронное плавание, и скачки …

Павел Михайлович Маркин в поисках интересного ракурса. Фото сделано на фотофестивале Павел Михайлович Маркин в поисках интересного ракурса. Фото сделано на фотофестивале «Питер Фото-Фест» под Санкт-Петербургом в августе 2013г. Фото: Сергей Лучезарный/Великая Эпоха (The Epoch Times)

Когда ты думаешь постоянно о работе, то будущий кадр может тебе и ночью присниться. Складывается впечатление, что каждый кадр снятый Владимиром Юрьевичем ему приснился! Он выстрадан многолетней практикой и повседневной работой.

— Очень часто фоторепортёру приходится снимать одни и те же события: выставки, соревнования. Как сделать так, чтобы репортаж получился интересным, а не обычным и предсказуемым?

П.М.: В такой ситуации каждый раз нужно думать, как снять так, чтобы таких фотографий не было ни у кого. События происходят практически одни и те же, но ты должен найти такой объектив, такое расстояние, такую точку съёмки, чтобы ни у кого не было такого кадра. Нужен поиск, поиск и еще раз поиск…

— Как Вы относитесь к использованию вспышки в новостном репортаже?

П.М.: Если вы пойдёте снимать крупные международные спортивные соревнования или, например, спектакль в театре, то вас просто выгонят со вспышкой. К сожалению, очень многие фотографы не умеют работать с дополнительными источниками света. Тут существуют тысячи нюансов — можно снимать по задней или по передней шторке, использовать отраженный свет или цветные светофильтры на вспышку, и при этом постоянно учитывать, какую сделать экспокоррекцию и т.д. и т.п.

— Допустимы ли тени, образующиеся от вспышки сзади снимаемого объекта?

П.М.: Тени не должно быть. Для этого используют специальные насадки на вспышку, снимают в отражённом свете. В кадре не должно быть видно вспышки. Если ты видишь, что кадр замечательный и тебя технически ничего не раздражает, а он снят был со вспышкой, то всё в порядке. Значит, не нарушен основной световой рисунок. Часто бывает, что нужно немного подсветить лицо нашего героя, находящегося в тени. При этом, чаще всего необходимо понизить мощность вспышки на 2-3 ступени в зависимости от конкретной ситуации. Здесь нужна повседневная тренировка.

— Что Вы можете пожелать будущим фоторепортёрам?

П.М.: У меня всегда один совет: «Ни дня без кадра!» Я не понимаю некоторых фотографов, которые, например, в отпуск не берут с собой фотокамеру, потому что она ему, якобы, мешает. Фотоаппарат должен быть с тобой даже ночью под подушкой, быть рядом и постоянно, потому что самый замечательный кадр может тебе присниться. А камеры-то – нет… Как правило, самые гениальные кадры — это кадры, которые ты видишь тогда, когда фотокамеры у тебя нет в руках.

Если ты с камерой сроднился, то ты не должен с ней расставаться. Неважно, какая камера используется — мобильный телефон или мыльница. Она должна быть у тебя под рукой. Современные фоторедакторы очень часто позволяют улучшить технически несовершенные фотоработы.

— Если твоя профессия фоторепортёр, а ты отдыхаешь с семьёй или друзьями, то тоже нужно снимать?

П.М.: Это тренировка. События могут происходить в каких-то сложных для съёмки условиях. Но это всё нужно уметь снять, и всё это должно работать безотказно. Это тысячи раз может пригодиться в твоей повседневной работе!

— Мне мой друг, профессиональный фотограф, всегда говорит: «Снимай, что ты хочешь. Слушай себя». Как найти компромисс между заданием редакции и собственным видением события?

П.М.: Снимай всё, как для себя. Вот это всегда будет более правильно. Если ты ничего не принёс интересного со съёмки, то виноват будешь ты сам. Если что-то нашёл для души, нашёл тот кадр, в который ты смог вложить что-то своё, то тогда всё будет нормально.

Нужно постоянно общаться с друзьями, выкладывать свои фото в социальных сетях. Чем будет больше откликов на твои фотографии, больше критики — тем замечательней. Идёт непрерывная твоя учёба. Если ты замкнулся в себе, как в раковине, то не будет развития. У меня было уже 35 персональных выставок, не считая коллективных. И это для меня тоже постоянная учёба. И разбор фоторабот моих студентов – это тоже учеба и для меня. — Большое спасибо, Павел Михайлович, за интервью.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • США намерены создать в Индии совместные предприятия
  • Всемирный день без автомобиля отмечают 22 сентября
  • В Вене за поцелуи в метро введены штрафы
  • В северной части Шри-Ланки проходят муниципальные выборы
  • НАТО проведёт крупные военные учения в Латвии и Польше


  • Top