Китайская Peoples Daily рассказала басни об инвестициях

Автор: 22.08.2017 Обновлено: 06.09.2021 14:39
Уход иностранного капитала из Китая стал нормой с 2009 года. В течение последних трёх лет ситуация иногда менялась, но не достаточно, чтобы изменить эту тенденцию.

Сотрудник считает деньги в отделении Банка Китая, 10 августа 2011 года. Хотя Китай в государственных средствах массовой информации в последнее время утверждает, что иностранная валюта течёт в Китай, за последние три года эта тенденция была обратной. Фото: ChinaFotoPress/Getty Images


Примечательно, что государственная «Ежедневная народная» газета (People’s Daily, Жэньмин жибао) опубликовала несколько статей, отрицая ситуацию и утверждая, что «массовый отток иностранных инвестиций ― чистая спекуляция», а «вывод некоторых зарубежных фондов был лишь временным регулированием».

Так как это основное пропагандистское СМИ компартии Китая, прививающее «правильное» общественное мнение, то интересно будет рассмотреть его ключевые аргументы в данном вопросе.

Пункт 1: Массового исхода иностранных фондов на самом деле нет

Свидетельство об оттоке иностранного капитала из Китая можно увидеть в уменьшении «фонда иностранной валюты» (funds outstanding for foreign exchange) в июне этого года. По данным Центрального банка Китая, в июне в фонде осталось 27,38 трлн юаней, уменьшившись с мая на 41,2 млрд юаней. Это первое уменьшение в 2013 году, и некоторые аналитики расценили его как признак вывода иностранного капитала.

Однако в статье от 22 августа «Жэньминь жибао» приводит данные анализа «соответствующего отдела государственного управления иностранной валютой», согласно которому недавнее замедление притока иностранных инвестиций является результатом нескольких факторов, включая внутреннюю и внешнюю политику, а также сезонные изменения. В анализе заявляется, что иностранные инвестиции вернутся в норму во второй половине 2013 года. Также подчёркивается, что отток иностранного капитала не более чем временное регулирование и имеет ограниченное влияние на экономику Китая.

Цитируя данные Министерства торговли, статья утверждает, что, несмотря на сокращение зарубежных инвестиций новыми компаниями на 17,31% в годовом исчислении, фактический объём вливаний иностранного капитала увеличился на 20,12%.

Вскоре, после появления статьи в «Жэньминь жибао», информационное издание 21st Century Business Herald опубликовало доклад от 6 сентября под названием «Иностранный капитал покидают четыре крупнейших банка, хорошо понимая риски банковской отрасли Китая». В нём говорится, что 3 сентября Банк Америки продал на 2 млрд долл. США акции Строительного банка Китая (China Construction Bank), что равно примерно HK $11 млрд.

Сразу после этого иностранные стратегические инвестиции вышли из всех четырёх крупнейших банков Китая.

По данным аналитической компании Dealogic, в период с 2002 по 2010 года Банк Америки приобрёл акций китайских банков на сумму не менее 14,8 млрд долл. США, получив огромные прибыли. Между 2009 и 2013 годами он заработал US $37,3 млрд от продажи акций.

2007 год для Китая стал разделительной линией. До этого времени доминировали иностранные вливания в промышленность, но затем основными стали финансовые инвестиции.

Согласно докладу Shanghai Security News, опубликованному 10 сентября, в течение последних 10 лет значительно вырос разрыв в прибылях банковского и промышленного сектора Китая, что указывает на проблемы в экономической структуре страны: огромном несоответствии между фиктивным и реальным секторами экономики.

В полугодовом докладе за 2013 год говорится, что четыре крупнейших банка Китая имели самые высокие доходы. Кроме того, в список десяти самых прибыльных компаний попали три банка и три энергетических гиганта: China National Petroleum Corporation (CNPC), SINOPEC и China Shenhua.

Хотя в последние два года прибыль в банковском секторе Китая продолжает расти, аномалии теневого банковского сектора, рискованные огромные долги муниципалитетов и крах рынка недвижимости в некоторых районах создали операционные риски для многих банков.

Судя по дисбалансу между прибылями банковского и промышленного секторов, экономическая модель с доминированием банковских доходов может столкнуться с проблемами. Это означает, что золотая эра для банковской отрасли Китая закончилась. Иностранные банки осознали опасность и отступили в нужное время.

Пункт 2: Китай по-прежнему имеет преимущество в привлечении иностранных инвестиций

Этот аргумент нацелен на мнение, что рост стоимости земли и затрат на рабочую силу в Китае стал причиной оттока иностранного капитала. Поскольку стоимость земли, несомненно, высока, «Жэньминь жибао» сосредоточилась на теме роста стоимости рабочей силы.

Газета утверждает, что, хотя расходы на оплату труда увеличились, качество рабочей силы в стране также выросло и больше подходит для более высокой добавленной стоимости в производстве. Кроме того, хотя прибрежная зона Китая стала менее интересной для иностранных инвестиций в настоящее время, центральные и западные регионы становятся всё более и более привлекательными для инвесторов.

Проблема с этим рассуждением заключается в том, что с данные «преимущества» должны быть признаны иностранными инвесторами. В докладе о мировых инвестициях 2012 года сравнивается стоимость рабочей силы в Китае и Соединённых Штатах. В нём делается вывод, что, хотя расходы на оплату труда в обследованных отраслях рассчитывались относительно небольшой части общих затрат, разрыв в заработной плате двух стран быстро сокращается. В тоже время заработная плата в Китае увеличивается на 15-20% каждый год, что превышает рост производства в стране.

Приняв во внимание производительность в США, к 2015 году некогда огромная разница в стоимости рабочей силы в прибрежных районах Китая и некоторых районах Соединённых Штатов с низкими издержками сократится до 40% от сегодняшнего уровня.

Кроме того, при рассмотрении стоимости доставки, логистики и других расходов и сложности глобальной цепи поставок, преимущество стоимости рабочей силы в Китае станет очень незначительным.

В докладе также говорится, что многочисленные факты доказывают, что внутренние затраты на рабочую силу в Китае больше не имеют значительных преимуществ. Huawei, телекоммуникационная компания Китая, сообщила, что стоимость найма инженеров степени магистра в провинциях всего лишь на 10% ниже, чем в Шэньчжэне. Когда компания Kolcraft захотела перебраться в центральную китайскую провинцию Хубэй, то оказалось, что расходы на оплату труда будут всего лишь на 5-10% ниже, чем в прибрежных городах.

Пришло общее понимание, что эпоха неограниченной рабочей силы в Китае, которая будет работать за один доллар США в день, закончилась.

В докладе указано, что есть другие факторы, неблагоприятные для Китая. Например, риски с незащищённой интеллектуальной собственностью и низкая стоимость природного газа в США, что тянет производителей обратно в Соединённые Штаты.

Пункт 3: Вывод иностранных инвестиций является международным заговором с целью «укрощения» Китая

За последние несколько месяцев, три международных рейтинговых агентства снизили кредитный рейтинг Китая. JP Morgan Chase, Citigroup, а также другие международные группы выразили сомнение относительно перспектив китайской экономики. Само собой разумеется, что природой капитала является получением прибыли, он идёт туда, где можно получить прибыль, и уходит, если прибыль больше не получить. Тем не менее, китайские чиновники полагают, что международные инвестиционные круги всегда были в заговоре с целью «укрощения Китая».

Они считают, что, начиная с марта, международные инвестиционные банки, рейтинговые агентства и международные средства массовой информации «тайно сотрудничали для подготовки второго тура ''укрощения'' Китая, который, вероятно, будет платить за финансовый кризис в Америке».

Сюй Или, комментатор канала CCTV, сделал вывод в программе от 9 сентября, что «горячие деньги» были тайно выведены из Азиатско-Тихоокеанского региона из-за козней Соединённых Штатов, которые «используют свой доллар в качестве орудия мести и сбора глобальных дивидендов».

Джим Чанос, президент и основатель хедж-фонда Kynikos Associates, стал одним из «виновником» этого раунда «укрощения» Китая. На конференции инвесторов в Гонконге 5 апреля он провёл презентацию, чтобы объяснить, почему считает рискованным ведение финансовой деятельности в Китае.

Его рассуждения основывались на том, что акцент Китая на ВВП создал проблемы избыточных мощностей в цементной, сталелитейной и автомобильной промышленностях. Огромные инвестиции в основной капитал обеспечили высокий ВВП, но вызвали снижение отдачи от инвестиций, в то время как задолженности по активам обесцениваются.

В своей речи г-н Чанос охватил почти все проблемы китайской экономики, в том числе чрезмерные инвестиции, рост банковских кредитов, теневой банковский сектор, долги муниципалитетов, пузырь на рынке недвижимости, фальшивую урбанизацию, разрыв в уровне благосостояния, коррупцию и многое другое.

Больше всего китайские власти огорчило то, что он затронул политику, заявив, что, как только китайская экономика встретит серьёзные проблемы, существующая система рухнет.

После этого политического суждения г-на Чаноса, китайское руководство решило, что, безусловно, есть большой заговор по «укрощению Китая». Авторы статьи в «Жэньминь жибао», кажется, забыли принцип капитала «получение прибыли» и что он направляется туда, где можно получить наибольший доход.

Может быть, эти авторы решили, что иностранные инвестиции пришли в Китай не для прибыли, а чтобы помочь построить там социализм. Теперь их отъезд увязывают не с уменьшением прибыли, а с заговором против Китая.

Подводя итог, скажу, что, по моему мнению, иностранные инвестиции из развитых стран действительно быстро выходят из Китая. Большая часть последнего притока иностранного капитала, на самом деле, состоит из возвращаемых средств, которые пришли в Китай через Гонконг или другие каналы.

Чтобы показать, что китайский рынок всё ещё имеет преимущества для привлечения иностранных инвестиций, «Жэньминь жибао» не стесняется превозносить Китай. Однако это не поможет достичь эффекта разрешения сомнений, а, скорее всего, служит цели, обнадёжить себя.

*****
Хэ Цинлянь — известная китайская писательница и экономист — в настоящее время проживает в США. Автор книг «Ловушки Китая» и «Туман цензуры: контроль СМИ в Китае» о манипуляциях и ограничениях прессы. Она регулярно пишет о современных китайских социальных и экономических вопросах.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА