Семь мудрецов бамбуковой рощи — интеллектуалы древнего Китая. Часть 1


Семь мудрецов бамбуковой рощи — одни из самых знаменитых интеллектуалов древнего Китая. Они жили очень давно, в 3 веке нашей эры, в эпоху Вэй и Цзинь, но со временем стали одним из символов китайской культуры и духовным идеалом интеллектуалов Китая вплоть до настоящего времени. Эти люди образовали круг даосских учёных и выступили против учения Конфуция, они стремились к обретению истинных чувств и свободы личности.

Картина «Семь мудрецов бамбуковой рощи», школа Кано, японская живопись периода Эдо. Фото: en.wikipedia.org

Картина «Семь мудрецов бамбуковой рощи», школа Кано, японская живопись периода Эдо. Фото: en.wikipedia.org

«Семью мудрецами» были Цзи Кан, Жуань Цзи, Шань Тао, Сян Сю, Дю Лин, Жуань Сянь и Ван Жун. Они собирались в бамбуковой роще, вели учёные беседы, пили вино и музицировали. Историки считают их литературными гениями, они положили начало метафизической философии, а также были непревзойдёнными в искусстве каллиграфии.

«Мудрецы» проповедовали учение Сюаньсюе (учение о таинственном), или неодаосизм, стремились к гармонии с собой и природой, стремились постигнуть Дао и быть гуманными и справедливыми. «Семь мудрецов» достигали гармонии с Вселенной и стремились постигнуть Дао через вино, они провозглашали значимость самосознания, важность индивидуальной личности, выступали за освобождение личности в противовес конфуцианству.

Движение цинтань (буквально «чистый разговор»), начатое «Семью мудрецами» в период Вэй-Цзинь, продолжилось затем в Южной и Северной династиях среди образованной элиты. Однако после их смерти учение сюаньсюе постепенно исчезло, так как их последователи не смогли понять всю глубину учения и следовать ему должным образом.

Конечно, впоследствии не все восторгались «Семи мудрецами». Конфуцианство их отвергало, обвиняя в том, что они отрицали ритуалы, классические конфуцианские каноны, читали Лаоцзы и предпочитали простую беззаботную жизнь на лоне природы, нарушая привычный уклад жизни. Иные считали, что у них не было ответственности перед обществом, и их чистые беседы сбили государство с верного пути развития. Некоторые утверждали, что это учение привело к краху династию Западная Цзинь, и люди, не вникая в суть учения, стали пьянствовать и пустословить. Трудно сказать, насколько это верно.

Всё же на протяжении почти двух тысяч лет история жизни этих необычных мудрецов и их философия постоянно интересовала и интересует образованных людей в Китае. Знаменитые поэты династии Тан Ду Фу, Бо Цзюйи, Лу Ю и Ли Бо высоко оценивали «Семерых мудрецов из бамбуковой рощи», особенно Цзи Кана и Жуань Цзи. Ли Бо в подражание Жуань Цзи вёл отшельнический образ жизни и отрицал церемониалы. Многие последующие поколения интеллигенции продолжали выступать против конфуцианских канонов (которые так высоко ценил Мао Цзэдун) и стремились к свободе личности и духа.

Почему же их называли «Семью мудрецами из бамбуковой рощи» и где же была эта роща? Бамбуковая роща находилась в очень живописном месте возле скалы Байцзяянь на горе Юньтаньшань в уезде Шанъян города Хэнэй провинции Хэнань. Это место сохранилось до сих пор: ровная площадка длиной 100 м и шириной 30 м. Запись на камне говорит, что это было место встреч семи мудрецов из бамбуковой рощи.

Семь мудрецов неспроста собирались в столь отдалённом и уединённом месте. Перед лицом смертельной угрозы многие учёные были вынуждены спасать свою жизнь и скрываться в горах, чтобы не стать жертвой политических интриг, так как Эпоха Вэй и Цзинь — это переломный момент в истории Китая. Закончила своё существование династия Хань, в стране царил хаос. Некогда могущественная империя распалась на три царства: царство Вэй, царство У и царство Шу. Царство Вэй, созданное полководцем Цао Цао, объединяло северные районы Китая, и было самым могущественным из них.

После смерти Цао Цао за власть в царстве Вэй стали бороться два могущественных клана: клан Цао и клан Сыма, хотя формально на троне находились потомки Цао Цао. Борьба шла не на жизнь, а на смерть. Принадлежность придворных к тому или иному клану часто заканчивалась для них плачевно.

О политике в те времена говорить было опасно, и среди учёных в моду вошло метафизическое учение, в основе которого была философия Лао-цзы и Чжуан-цзы, а вместе с ней появилась традиция ведения чистых дискуссий (цинтань). Дискуссии велись о «Трёх таинственных учениях»: «Лаоцзы», Чжуанцзы» и «Книге перемен».

С 248 года семь мудрецов, оставив политическую карьеру и вступив на путь даосизма, начали регулярно встречаться в бамбуковой роще, вести беззаботную жизнь, скрашивая её вином и рассуждая о высоких материях.

Зимой 249 года юный император Цао Фан, покинув столицу Лоян, отправился поклониться могиле своего отца, императора Мин-ди Цао Жуя. В группе сопровождающих был его дядя, полководец Цао Шуан, державший в руках военную власть в империи. Когда императорская охрана покинула город, полководец Сыма И захватил все важные пункты Лояна, закрыл городские ворота и отсёк паромную переправу, закрыв Цао Шуану обратный путь. В конце концов, Цао Шуан был убит, род Цао потерпел поражение, и власть перешла к роду Сыма. Сыма И тут же начал массовую резню, уничтожая сторонников рода Цао. Тысячи людей были убиты, число интеллигенции сократилось вдвое, все были в страшном напряжении.

Сыма И решил привлечь на свою сторону тех, кто не имел связи с Цао Шуаном, в том числе и некоторых из семи мудрецов бамбуковой рощи. Некоторые стали служить роду Сыма, некоторые отказались. Одни достигли вершин власти, другие потеряли всё.

Каковы, всё же, эти «Семь мудрецов бамбуковой рощи», и как сложилась их судьба?


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • В Китае возобновилась кампания эпохи Мао
  • Китайцы жалеют детей, певших под дождём в Пекине партийные песни
  • Национальный день Китая, флаги и мусор на площади Тяньаньмэнь
  • Китайское издание намекнуло в статье на сына бывшего главы безопасности
  • Незаконной торговлей органами в Китае занимаются частники и правительство


  • Top