Зона свободной торговли в Шанхае — утопия

The Epoch Times22.08.2017 Обновлено: 06.09.2021 14:39
Многие возлагали большие надежды на «реформы» после 18-го съезда коммунистической партии Китая (КПК), прошедшего в ноябре прошлого года. На самом деле никаких практических мер по проведению экономической реформы предпринято ещё не было.
Секретарь парткома Шанхая Чжэн Хэ открывает зону свободной торговли в Шанхае, в районе Пудун, 29 сентября 2013 года. Цин Лан утверждает, что китайский режим не позволит развиваться свободной торговле. Фото: Carlos Barria/AFP/Getty Images
Секретарь парткома Шанхая Чжэн Хэ открывает зону свободной торговли в Шанхае, в районе Пудун, 29 сентября 2013 года. Цин Лан утверждает, что китайский режим не позволит развиваться свободной торговле. Фото: Carlos Barria/AFP/Getty Images
В последнее время широко пропагандировалась зона свободной торговли в Шанхае, и, казалось, она может стать локомотивом экономических реформ и сделать выгодный вклад в развитие экономики Китая. Однако зона свободной торговли в Шанхае не имеет ничего общего с какими-либо экономическими преобразованиями. Это всего лишь утопический эксперимент.

Подобная идея была предложена несколько лет назад. В 2009 году китайская ассоциация «Центр содействия производству» предложила тогдашнему премьеру Китая Вэнь Цзябао идею создания зоны свободной торговли в Пудуне.

Позже Национальная комиссия развития и реформ (NDRC, National Development and Reform Commission), Государственный научно-исследовательский центр развития и другие учреждения начали рассматривать возможность создания зоны свободной торговли в районе Пудун Шанхая.

3 июля 2013 года Постоянный комитет Государственного Совета принял общий план создания зоны. Через месяц Государственный совет одобрил его.

Предложенная зона свободной торговли в Шанхае включает в себя 4 специальных таможенных зоны общей площадью почти 47 квадратных километров: порт Яншань, аэропорт Пудун, таможенная зона Вайгаоцяо и таможенный логистический парк Вайгаоцяо.

По данным СМИ, специальная зона будет способствовать продвижению реформ в области инвестиций, торговли, финансов и административного права. Она может стать первой в Китае областью, где будет введён свободный обмен юаня.

Скоро станет видно, насколько сможет продвинуться экономическая реформа Китая. Если бы всё шло гладко, зона свободной торговли в Шанхае уже бы стала новой платформой для ведения бизнеса с различными странами, двигая экономику к новым высотам и модернизируя её.

Кроме того, Государственный совет заявил, что проект «Зона свободной торговли в Шанхае» может быть расширен на весь район Пудун, охватив почти 2000 кв. км. Провинции Гуандун и Тяньцзинь также предложили свои планы по организации таких же зон у себя.

На самом деле, идея создания зоны свободной торговли не нова. По неполным статистическим данным, в мире насчитывается более 1200 таких зон, из которых 425 находятся в 15 развитых странах и на них приходится около 35% товарооборота. 775 зон находятся в 67 развивающихся странах, на них приходится 65% продаж.

США с конца 1960-х до начала 1970-х годов создавали свободные зоны внешней торговли. В 1980 году их насчитывалось 77, в конце 1994 года — 199. Есть ещё 285 подзон свободной торговли. Таким образом, их общее количество достигло 484.

Сравнивая первую зону, созданную в Китае, и зоны свободной торговли во всём мире, нужно отметить, что основное различие заключается в том, что в Китае до сих пор нет реальной рыночной экономики. Создание такой зоны в Китае инициировало и возглавило государство, тогда как зоны свободной торговли во всём мире основаны на рыночной экономике и управляются компаниями.

Пекин хотел бы проверить идею свободного обмена юаня, в то время как во всём мире зоны изначально имеют свободно конвертируемую валюту.

Что более важно, само существование и развитие зон свободной торговли в крупнейших странах мира не находятся в конфликте с их экономическими или политическими системами.

Однако зона свободной торговли в Шанхае сталкивается с сопротивлением, исходящим со стороны политической системы и партийной идеологии. Её ожидает один из двух сценариев развития ситуации.

Либо произойдёт эффект домино, и зона станет авангардом либеральной реформы экономической системы в Большом Шанхае, Шэньчжэне и дельте реки Янцзы. Либо сохранится социально-экономический разрыв внутри и вне зоны свободной торговли, в результате чего она станет изолированным островом с уникальной экономической политикой.

Первый сценарий очень маловероятен, учитывая текущую ситуацию в Китае. Нынешняя политическая среда не будет стимулировать развитие свободной экономики.

Любую надежду на политические реформы в настоящее время можно положить в долгий ящик. С регрессией политической идеологии, отрицанием всякой возможности адаптации к конституционализму или развитию гражданского общества, создание зоны свободной торговли с целью либерализации экономики, несомненно, останется только утопическим экспериментом.

«Расширение и развитие» зоны — это просто несбыточная мечта. Проще говоря, китайский режим никогда не позволит либерализации экономики пустить корни, так как это привело бы, в конечном счёте, к политической и идеологической свободе, а также разрушило бы фундамент авторитарного однопартийного правления.

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА