Семейное образование — доступно ли оно?


В 1992 году в России был принят новый Закон: родителям предоставили право выбора для ребёнка формы обучения: не только школьной, но и семейной. В 2000 году Конституционный Суд РФ постановил: «…гарантировать всем детям доступность различных форм образования». В 2004 году Закон о праве на семейное образование был усовершенствован: семьям, самостоятельно обучающим детей дома, предусмотрена выплата компенсаций.

Фото: Великая Эпоха (The Epoch Times)Фото: Великая Эпоха (The Epoch Times)

Сказано, проголосовано, принято, написано, узаконено и… «в стол». Политика до боли знакомая, практически не изменившаяся с недалёких беспощадных времён. Родителей, которые осмелились найти этот «стол», где под замком и под колыбельную «Спи дитя, не просыпайся» заснул Закон о семейном образовании, можно считать народными героями. Их немного, тех, кто выбрали форму семейного образования. Это высокообразованные граждане, которые хотели лишь по-настоящему исполнить свой родительский долг, используя гораздо более эффективную форму воспитания и образования, причём, традиционно-русскую (дворянскую) — в семье. И они решили не молчать.

«За права семьи» — именно так называется общественная организация, которая инициировала проведение Круглого стола на осторожно сформулированную тему «Семейное образование — всем ли оно доступно?» Круглого стола, как такового, не было, но Общественная Палата РФ решила предоставить трибуну родителям — борцам за свои законные права. Мероприятие состоялось в апреле 2013 года в Москве, его проводили член ОП РФ Е.Л. Рачевский и генеральный директор аналитического центра «Семейная политика. РФ» П.А. Парфентьев.

Вот что было услышано и записано на видео.

Невозможно не признать, что вопрос образования в РФ — очень насущный. За последние 20 лет возникло несколько масштабных явлений:

1. Родители считают, что будущее их детей зависит от полученного ими образования; 2. Доверие к постсоветским школам сильно упало; 3. Сформировался средний класс населения, который необходим России (по определению президента) и которому подходит форма семейного образования.

Е.Л. Рачевский высказал парадоксальную вещь, цитируя Марка Твена: «Не мешайте народу, народ сделает как лучше». Он напомнил историю: детей из семьи начали отрывать ещё в 20-е годы прошлого века, чтобы уничтожить все буржуазные пережитки, поэтому появились классные руководители. К сожалению, во многих российских школах сложилась коммунистическая тенденция недоверия к родителям, детей считают собственностью школы.

Из речи П.А. Парфентьева:

«Родители, выбравшие семейное образование, сталкиваются часто не просто с непониманием, а с систематическими нарушениями закона. Некоторые семьи сталкиваются с откровенным преследованием со стороны школы, местных чиновников, просто за то, что решили использовать свое законное право и обучать ребёнка самостоятельно. Мы всегда стараемся помочь таким родителям, но часто это очень не просто. В числе прочего, причиной тому — недоработки в федеральном законодательстве».

Десять родителей из разных городов РФ и столицы участвовали в мероприятии. Выступали в основном мамы, с трудом сдерживая слёзы. Каждая рассказывала о своих «хождениях по мукам» и борьбе с «ветряными мельницами».

Из услышанного:

— «В Москве полно хороших школ, что вы мудрите?» — Отсутствие поддержки, и моральной, и финансовой, семейному образованию, отговорки чиновников всех инстанций: «Нет такого закона», или «Подписывайте бумагу, что вам деньги не нужны»; — Несуразное тестирование детей в школах; — Угрозы, допросы, полиция, жестокость и бесцеремонность социальных служб; — Право на семейное образование названо чиновниками «декларативным»: имеете право, но не обязаны, ссылаются на неточность формулировки закона. Делают вид, что хотят помочь, но не могут, потому что закон носит декларативный характер; — В процессе тестировании экстернов существует явная тенденция их завалить; — «Зачем вам нужна такая вредная форма образования?»

По оценкам многих экспертов из разных стран, семейное образование — самая эффективная, быстро распространяющаяся форма общего образования. Академические успехи, социальное развитие экстернов не хуже, а лучше, чем у сверстников, обучающихся в школах. Вовлечённость родителей в образование своих детей гарантирует успех.

Снова возникает парадокс: стране нужны образованные, социально-устойчивые граждане, однако делается всё, чтобы этого не случилось. Конечно, есть ещё дистанционные университеты, но это для тех, кто уже сам может сделать свой выбор в жизни, то есть для совершеннолетних.

Результаты семейного образования выступившие родительницы-героини также огласили. У всех из них по двое-трое детей и все прекрасно учатся, некоторые уже определились профессионально, успешно работают, занимаясь любимым делом.

Попытка вынуть Закон о семейном образовании «из стола» была сделана.

В ответ Департамент образования города Москвы издал «Методические рекомендации об организации обучения в семье» 13 сентября 2013 года. Реакция родителей на «Рекомендации» была незамедлительной, они считают, что началось серьёзное нарушение прав детей, обучающихся по форме семейного образования, со стороны московских «хороших» школ. От родителей потребовали заявление об исключении детей из школы, экстернам не будет предоставлена возможность участвовать в олимпиадах и конкурсах, денежных выплат тоже не будет. Администрации школ ссылались на присланные из Департамента «Рекомендации».

Закалённые опытом борьбы с инстанциями («ветряными мельницами») родители (Московский городской родительский комитет) при поддержке организаций «За права семьи», Аналитического Центра «Семейная Политика. РФ» и «Ассоциации в защиту семьи, родителей и детей» в письменном виде обратились к главе Департамента, призывая исправить ситуацию.

В письме было написано следующее: «Нашими экспертами был проведён правовой анализ текста «Методических рекомендаций » и сложившейся в связи с их направлением ситуации. Выяснилось, что ряд положений указанных рекомендаций вступает в серьёзное противоречие с положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации » и положениями действующих законов г. Москвы». К письму был приложен документ о допущенных нарушениях.

Шум, возникший по поводу нарушения Закона о семейном образовании, донёсся до мэрии Москвы, до заммэра по вопросам социального развития Л. Печатникова, который прокомментировал ситуацию на страницах газеты «Известия». Оказывается, московские родители оставлены без компенсации за семейное образование, т.к. потратили бы эти деньги на алкоголь, другие нужды, но не на детей.

П. Парфентьев, глава АЦ «Семейная политика. РФ», считает такое заявление странным, некомпетентным. Родители, выбирающие форму семейного образования, как правило, высокообразованные, умеют грамотно и решительно постоять за права своей семьи. Знания детей, обучающихся дома, не хуже, а зачастую значительно лучше, чем у школьников. Если и были случаи траты образовательных денег на другие нужды, то они крайне редки. Лишать всех родителей компенсации — недопустимый и безответственный поступок.

Борьба продолжается. Выбравшие путь семейного образования не теряют надежду.

По материалам, предоставленным АЦ «Семейная политика. РФ»


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Тимбилдинг в социальных сетях. Советует Андрей Шаккар
  • Цензура в России была, есть и будет
  • Дорогу в мир мечты откроют языки
  • Количество дирижёров на душу населения. Национальный центр искусств
  • Обновим представление о счастье


  • Top