Путь от скромного бизнеса до огромной корпорации


Время течёт с огромной скоростью. Сменяются правительства, стремительно развивается экономика, старые лидеры уходят, новые появляются. Те компании, о которых вчера мы даже не слышали, сегодня уже завоевали огромный кусок рынка. Ваша компания также растёт, меняется, становится другой. Она буквально «живёт». Не правда ли? Давайте проследим за основными этапами развития и «жизни» компании.

Путь от скромного бизнеса до огромной корпорации. Фото: promros.ru Путь от скромного бизнеса до огромной корпорации. Фото: promros.ru

Первый этап — «пиратский»

Как правило, этому этапу свойственны довольно близкие отношения всех коллег, обращение друг к другу на «ты», то есть отсутствует жёсткий контроль и определённая иерархичность. И отчасти это вытекает из того, что попросту нет разграничения полномочий. Раз «мы все тут свои», тогда почему бы не доделать за товарища его часть работы или не ответить на звонок, не съездить за заказом и т. п. Отсюда выходит и отсутствие жёсткой отчётности и фиксации результатов проведённой деятельности.

Можно даже наблюдать, как директор наравне с другими сотрудниками таскает новую мебель в офис. В общем, начальство как никогда близко к народу, и вопрос о найме временного персонала даже не стоит.

Энтузиазм — это то, на чём в основном держится молодая компания, так как в такое время она, как полусдувшийся поплавок, то тонет, то поднимается. Ни о какой стабильности говорить, как правило, не приходится. Нет стабильности — нет правил. Работа по 12 часов в сутки? Сумасшедшие идеи? Горячие обсуждения и споры? Это всё про «пиратский» этап. Нет правил — нет и традиций и устоявшегося порядка. Почти всё ново, в первый раз.

Заработки могут быть хотя и высокими, но крайне нестабильными. Пока нет речи как о финансовом планировании, так и об информационной безопасности.

Однако такая неустойчивость необязательно должна иметь плохой смысловой оттенок, ведь именно в дилетантской обстановке могут рождаться действительно неповторимые идеи и нестандартные решения. Это именно тот этап странствования, когда компания ищет свою нишу, базу, на основе которой она будет развиваться в будущем.

Второй этап — время остепениться

На этом этапе остро стоит вопрос о подборе кадров, ведётся создание «косяка» компании. Наблюдается непостоянный состав сотрудников, люди «просеиваются», пока не найдётся нужный человек.

Для выполнения некоторых задач привлекаются компании, чья основная деятельность — аутсорсинг персонала. Пока компании невыгодно расширяться и тратить нелишние деньги на дополнительные отделы, выполнение отдельных задач можно поручить профессионалам. Цель состоит не только в экономии ресурсов, но и в ограждении себя от рисков, связанных с преждевременным расширением компании. В это время у компании уже имеются более-менее стабильные источники дохода, она постепенно обретает стиль и закрепляется в своей нише на рынке.

Первые планы по контролю рабочей деятельности оказываются неудачными, директор хочет вникнуть во всё, но не хватает ни времени, ни рук. Отсюда необдуманные решения, перестановки и увольнения кадров, но поскольку зарабатывание денег является приоритетной задачей, то руководству как-то не до персонала компании.

Многие из тех, с кем начинали дело, открывают свой бизнес и уходят. А те, кто остаётся, стараются сблизиться, но зачастую это бывает уже в тягость, ведь, как говорится, «ушло то время».

В динамично развивающейся компании на этом этапе появляются менеджеры среднего звена или так называемый мидл-менеджмент. Чтобы установить связь с этим слоем компании, как правило, используются проверенные «старички», которые стояли у истоков создания фирмы. Зачастую это действительно помогает не только чётко доносить указания, но и установить качественную обратную связь с «народом».

Персонал в компании работает всё ещё хорошо, но былого запала уже нет, и работают, скорее, не за идею, а из-за нежелания потерять работу.

Третий этап — «почивание на лаврах успеха»

Это этап, когда компания уже имеет статус на рынке или узнаваемый бренд, выросла численность персонала. Уже произошла качественная трансформация из «гадкого утёнка» в «современный истребитель», который уверенно контролирует границы своего воздушно-рыночного пространства. Компания активно расширяет производство, если имеется таковое, утверждается во всех областях, престиж взлетает до небывалых высот.

Стоит также отметить, что в этот период имеется и установленный порядок, чётко ограниченные полномочия. Марка компании может позволить сотрудникам льготы, различные другие корпоративно-насильственные мероприятия. Зарплата при этом довольно низкая, отсюда и низкое стремление к эффективности, в общем, работа идёт ленивым ходом. Появляются всякие «офисные штучки»: свои фирменные словечки, внутрикорпоративный сленг.

Костяк компании стремительно обрастает «мышцами», а то и «жирком». Над энтузиазмом новеньких посмеиваются, приходит своеобразная элегантная форма офисной «дедовщины». Фирма также с удовольствием нанимает временный персонал для установки оборудования и прочих радостей, забыв, как совсем недавно с удовольствием сами собирали компьютеры.

Четвертый этап — трагикомедия

Довольно тяжёлый этап в жизни компании. Она перерастает свои возможности, а тут и рынок поджимает со всех сторон, и конкуренция среди менее инертных молодых и зачастую довольно зубастых компаний нарастает. Таким большим аппаратом маневрировать становится трудно. Признаки «одышки» налицо.

Тут начинаются раздоры и подсиживание во всех слоях компании, особенно это касается «приближённых». Стоит только оступиться — и будешь всеми бит. Интриги, внутренняя борьба — всё это подрывает нормальный образ жизни и без того не сплочённой компании.

А уж эти бумаги! Появляются абсолютно бессмысленные документы, которые подтверждают статус, но никак не способствуют выполнению реальных задач.

И последнее: в народе говорят, что чем больше шкаф, тем громче падает, поэтому вероятность пострадать от внешних кризисов у такого корпоративного монстра крайне велика. Но не стоит пугаться, ведь в чистом виде такие «страсти» редко проявляются. Скорее, вы можете уловить небольшой сигнал и вовремя распознать одну проблему, чтобы она не потащила за собой ком других.

Но в любом случае, если Вы затеяли перемены в компании, стоит спросить, а готовы ли Вы к переменам в себе. Ведь личность руководителя — это тот самый корень, из которого растёт дерево. От того, как хорошо будет развиваться корневая система, и зависит, много ли плодов созреет на ветках.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Пучков: В этом году МЧС оказало помощь 22 странам мира
  • Предприятие, изготовляющее продукты питания, отравляет реку
  • Альпинистские учения военных проводятся в горах Дарьяла
  • Задержан подозреваемый в убийстве Егора Щербакова в Бирюлёво
  • Около станции столичного метро «Пражская» задержали почти 300 человек


  • Top