Проблему серых доходов в Китае можно решить реформированием политической системы


Проблема «серых доходов» в Китае, денег, полученных коррумпированным путём, может быть решена только после политической реформы.

АЗС компании Sinopec в Пекине, 27 июня 2009 года. Фото: Frederic J. Brown/AFP/Getty ImagesАЗС компании Sinopec в Пекине, 27 июня 2009 года. Фото: Frederic J. Brown/AFP/Getty Images «Серый доход» всегда была интересной темой, а также серьёзной проблемой. Она отражает многие аспекты тёмной стороны Китая, от политической структуры, до систем управления и контроля. Стремительный рост «серого дохода» обусловлен увеличением незаконной деятельности и ухудшением дел с коррупцией на всех уровнях.

В 2011 году «серый доход» в Китае составил 620 млрд юаней ($101 млрд), или 12% от валового внутреннего продукта (ВВП), согласно исследованию, проведённому экономистом Ван Сяолу, заместителем директора Национального Института экономических исследований Китайского фонда реформ (National Economic Research Institute of China Reform Foundation).

Что же является источником такого огромного объёма «серых доходов»? Дэн Сяопин, так называемый «главный инженер» китайских реформ и открытости, спланировал так, чтобы сначала разбогатели некоторые люди. Ими, естественно, стали потомки Дэна и других чиновников коммунистической партии. Как это было достигнуто?

Политический курс

Прежде всего, некоторые политики расчистили себе путь для серых доходов. Выручка китайского государства составляет примерно 1/3 ВВП Китая, за исключением природных ресурсов, по подсчётам Ван Сяолу. Деньги должны были использоваться на благо народа, но китайское правительство очень мало вложило в социальное обеспечение, включая здравоохранение и образование.

В 2011 году, например, расходы на здравоохранение в Китае составили только 5,2% от ВВП. Это ниже, чем во многих других развивающихся странах, не говоря уже о развитых, где на образование тратится от 8 до 10% ВВП.

Хотя китайские власти говорят о важности образования, расходы на него до 2012 года никогда не превышали 4% ВВП. Это средний уровень среди развивающихся стран, и он ниже, чем в некоторых африканских государствах, которые намного беднее Китая.

Куда же деваются деньги? Правительство инвестировало большую часть своего дохода в разные проекты. Когда средства поступали на нижние уровни, чиновники всех рангов использовали любую возможность, чтобы оторвать кусок, часто нанимая своих родственников или друзей за откаты, или просто «нанимая» самих себя. Чиновники и бизнесмены нередко сговариваются для освоения средств, выделяемых на проекты.

Промышленные монополии

Второй источник серых доходов — это промышленные монополии и монопольные прибыли.

«Серый доход» исключительно высок в монополизированных отраслях, связанных с энергетическими ресурсами: нефть, электроэнергия и природный газ.

Доход в электроэнергетике значительно выше, чем в других отраслях. В начале 2007 года средняя годовая зарплата в Пекине составляла 27 000 юаней ($4 400). Но в электроэнергетике она достигла 100 000 юаней ($16 335).

В нефтяном секторе такая же картинка. В последнее время многие нефтяники были арестованы по обвинению в коррупции. Они получали сотни миллиардов юаней, не платя налоги. Они используют государственные ресурсы бесплатно. Что они делают со всеми этими деньгами? Конечно, делят их между собой.

IPO государственных предприятий

Третий способ получения серого дохода — первичное публичное размещение акций (IPO) госпредприятий. Теоретически, если государственные предприятия принадлежат стране, значит они принадлежат всему китайскому народу. Тем не менее, эти средства были прикарманены.

Китайский чиновник из департамента финансов как-то признался, что один генеральный директор государственной страховой компании платил себе 7,5 млн юаней ($1,2 млн) в год, как показало антикоррупционное расследование. Следователи были шокированы, они не знали, что с ним делать.

Почему он не побоялся платить себе такую зарплату? Ему было совершенно всё равно, просто он платил себе, сколько хотел. Как такой человек мог стать генеральным менеджером? Единственная причина — он был партийным секретарём в компании. Он назначил себе зарплату в 7,5 млн юаней сразу, после IPO.

Капитализация земли

Четвёртый источник — капитализация земли.

В последнее 10-летие органы местного самоуправления начали продавать землю, с одобрения центрального правительства, чтобы покрыть нехватку доходов. Сегодня продажа земли стала основным источником прибыли муниципалитетов. Они сорвали долю, равную примерно 30-40% государственных доходов, доходящую в некоторых случаях до 50%.

Поскольку местные власти всё больше полагаются на продажу земли, которую полностью контролируют, цены на землю взлетели до небес. Многие забыли о том, что земля принадлежит государству и всему народу, и деньги за неё получают лишь некоторые лица.

Продажа земли стала для чиновников способом получения взяток от застройщиков. Лучшие места продаются тем, кто даёт большие денег или имеет хорошие отношения с властями. «Серые доходы» из этого канала невероятно высоки. Одна тысячная отката от проекта равна миллионам юаней или десяткам единиц жилья.

Двойная система оплаты труда

Пятый источник «серых доходов» государственных служащих — двойные системы оплаты труда. Официально их зарплаты относительно низкие, однако общий доход значительно увеличивают различные субсидии и бонусы.

Я знаю чиновника среднего города, зарплата которого составляет около 2000 юаней ($327) в месяц, но его фактический месячный доход превышает 4000 юаней. Часто субсидии выше, чем сама зарплата. В конце года он получает ещё много разных бонусов.

Почему это происходит? Муниципалитеты сейчас имеют много способов заработать деньги, например, через утверждение проектов или продажи земельных участков. Этот дополнительный доход делится между чиновниками различными путями: выдача бонусов, надбавка к праздникам и т.д.

Капитализация энергокомпаний

Шестой источник — капитализация политической власти.

Китайское правительство взимает высокую плату за предоставление каждодневных административных услуг, таких как выдача разрешений и утверждение проектов.

Некоторые партийные чиновники имеют много акций угольных компаний, полученных в обмен на всякие разрешения. Только после получения взятки они выдадут лицензию, или закроют проверку.

Финансовая монополия

Ещё один источник серых доходов — серьёзная финансовая коррупция.

Расследование Центрального банка в 2003 году показало, что в дополнение к процентам по кредиту, клиенты платят банкам «чаевые» и сборы, для «поддержания хороших кредитных отношений». Такие дополнительные сборы будут повыше, чем 9% по ипотечным кредитам.

Именно поэтому должностные лица Банка Китая «делают» так много денег. Банковский клерк может получать зарплату в сотни тысяч юаней в год, в то время как менеджер среднего звена легко зарабатывает больше миллиона.

Социальная нестабильность

Все вышеперечисленные источники серых доходов порождены ненормальной политической системой, а также неправильной политикой. Это негативно отразилось на китайском обществе.

Монополия на ресурсы и отсутствие прозрачности в работе правительства позволяют чиновникам вступать в сговор с бизнесменами и генерировать варианты «серых доходов». Такие схемы заманивают всё больше чиновников и бизнесменов в коррупцию.

В связи с жёстким контролем средств массовой информации и отсутствием надзора за правительством общественное богатство не может справедливо распределяться. Поляризация и чувство незащищенности серьёзно подорвали социальную стабильность.

Разница в доходах увеличилась, и богатые стали богаче. Самые обеспеченные 10% населения Китая зарабатывает в среднем 188 000 юаней ($30,711), что в 20,9 раз больше, чем самые бедные 10 процентов.

Разрыв подтверждается и исследованием Ван Сяолу. По его подсчётам, коэффициент Джини (используется для измерения неравенства доходов) в городских районах Китая превысил 0,5, что значительно выше уровня безопасности 0,4.

Такой высокий коэффициент Джини отмечается в очень немногих крайне бедных странах. Кроме того, расчёты не учитывали сельские районы Китая, где доходы значительно ниже, чем в городах. Фактический коэффициент Джини на национальном уровне ещё выше.

Другое исследование, проведённое университетом, показало, что коэффициент Джини в Китае в 2010 году составил 0,61.

Моральное разрушение

Коррупция привела к резкому падению морального уровня общества.

Все вышеперечисленные факторы указывают одно направление: делать деньги любыми средствами. Власть, государство и национальные ресурсы могут быть проданы ради получения прибыли. Ничто не может остановить чиновников, жадно загребающих деньги.

Должностные лица высокого ранга игнорируют и искажают факты, выборочно используя закон, чтобы заработать деньги. На низовом уровне ради денег разрушаются семьи, старики остаются без помощи, а дети без образования. Люди презирают бедность сильнее, чем проституцию.

Что ещё хуже: в стране с 5000-летней цивилизацией человеческие органы системно вырезаются и продаются.

Уничтожение природных ресурсов

Важные ресурсы, как земля, энергия и залежи, в настоящее время, используются для роста «достижений» чиновников и пополнения их банковских счетов.

В поклоняющемся «золотому тельцу» обществе власти и предприятия сотрудничают для того, чтобы нещадно использовать ресурсы. Нерегулируемая эксплуатация оказывает разрушительное воздействие на землю и недра. Загрязнение воды, воздуха и почвы негативно влияет на экологическое равновесие.

Смога становится больше, а сельхозугодий меньше. Растёт число «раковых» деревень и токсичных продуктов. Таким образом, каждый китаец заплатил за «экономический взлёт Китая» ухудшением своего физического и психического здоровья.

Леса уже не зелёные, а вода уже не прозрачная. Люди стали образованней, но не цивилизованней. Всего за несколько десятилетий коммунистического правления Китай перестал быть тот прекрасной страной, которую мы когда-то знали.

Решение

Решить проблему «серых доходов» и коррупции можно лишь всесторонним реформированием, в том числе изменением политической системы.

Во-первых, на экономическом фронте должны быть разрушены основные монополии в банковской, нефтяной, электрической и других ключевых отраслях. Госпредприятия использующие ресурсы, должны платить более высокие налоги. Кроме того, прибыль государственных предприятий должна быть инвестирована в общественное благосостояние, так как они принадлежат всему китайскому народу, и какой-то небольшой группе людей.

Во-вторых, некоторые государственные предприятия должны быть приватизированы и участвовать в честной рыночной конкуренции.

Политическое реформирование Китая всегда было отстающим. После 30 лет «реформирования» коммунистическая партия Китая (КПК) никак не изменила своего самодержавия. Реализация демократической системы — это ещё один способ сделать коренные изменения в лучшую сторону. Каждый китаец должен получить право и систему, которая эффективно будет контролировать власти.

На мой взгляд, очень важно создать такую выборную систему, чтобы можно было отстранить любого чиновника, не выполняющего хорошо свои обязанности. Свобода СМИ и информация без цензуры являются абсолютно важными, так как средства массовой информации помогают контролировать и выявлять незаконные деяния.

Тяньлунь Цзянь, доктор философии, регулярно пишет статьи о китайской экономике. Его блог chineseeconomictrend.blogspot.com

Версия на английском


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Китайские идиомы: воскрешать к жизни
  • Новый закон не изменил ситуацию в китайской психиатрии
  • Китай. «Семь мудрецов бамбуковой рощи». Часть 3. Жуань Цзи
  • Китайские войска укрепили «стабильность» во Внутренней Монголии
  • Жители китайского города взбунтовались против лжи официальных СМИ

  • Выбор редактора »

  • История коммунизма

  • Top