Вспоминая забытые имена: в Москве прошла выставка самобытной художницы В. М. Диффнэ-Кристи


Со 2 по 12 октября в Москве, в выставочном зале Московского товарищества живописцев, состоялась выставка работ художницы Валентины Диффинэ-Кристи (1918-2010 гг.).
«Пустота». Картина кисти В. М. Диффнэ-Кристи. Фото предоставлено Валерием Емельяновым«Пустота». Картина кисти В. М. Диффнэ-Кристи. Фото предоставлено Валерием Емельяновым
Наверное, лица многих при упоминании этого имени будут выражать молчаливый знак вопроса. И будут правы, поскольку имя художницы, несмотря на долгую земную жизнь, оказалось незаслуженно забытым. Она окончила московское художественное училище имени 1905 г. Была ученицей известного мэтра «соцреализма» Сергея Герасимова, но наибольшее влияние на становление Валентины Михайловны как художницы оказал молодой и гениальный по-настоящему художник Евгений Диффинэ. В нём многие коллеги и ценители видели продолжателя уникальной для русской живописи традиции, идущей от художника Константина Коровина. «Мы все под его влиянием «диффинировали»», — с доброй иронией вспоминали сокурсники.

В 1938 г. Валентина и Евгений поженились, у них родился сын Константин. Часто случается так, что двум большим талантам не удаётся ужиться в одной семейной связке. Но тут всё произошло с точностью до наоборот. Они прожили, что называется душа в душу. Но в семейную идиллию вмешалась Вторая мировая война, эвакуация в Самарканд, где Евгений Деффинэ скончался от тифа, так и не закончив художественного института.

В 1943 г. Валентина Диффинэ-Кристи вместе с маленьким сыном вернулась в Москву и продолжила учёбу в институте, который окончила в 1946 г. Надо сказать, что после этого она так и не вышла замуж, прожив 70 лет в одиночестве. Наверное, потому что рано ушедший из жизни гениальный супруг всё это время незримо присутствовал в жизни художницы, наложив отпечаток своей творческой личности на её творчество.

В 1957 г. Валентина Диффинэ-Кристи становится членом Союза художников. Начало её творчества пришлось на годы тотального партийно-идеологического диктата в искусстве, когда от художников требовалось либо работать в русле «социалистического реализма», либо расстаться с живописью как профессией. В частности, запрещалось в передаче света и цвета использовать приёмы французских импрессионистов, а художница считала их одними из ключевых для себя. Однажды её даже обвинили в формализме и исключили из Суриковского института, но позднее восстановили.

Всю свою долгую творческую жизнь Валентина Михайловна не отвергала официальную творческую жизнь Союза художников, но и не изменяла своему творческому видению мира. При этом художница никогда не была диссидентом в современном смысле. Она выполняет заказы на «производственную тематику», и даже пишет «лениниану». Только вот всякий, смотрящий на её работы, непременно заметит в них сочетание форм и цвета, которое ну никак не отнесёшь к классическим образцам «социалистического реализма».

Наконец, остаётся ещё творчество для себя. И если мы взглянем на творческую палитру художницы, то отметим очевидную эволюцию от предметности к беспредметному сочетанию цветов и размытых форм, что отнюдь не вызывает отвержения у зрителя, но, напротив, стимулирует задуматься над их смыслом. Возможно, здесь мы имеем дело с навеянным буддизмом отходом от предметной реальности к некоей «пустоте» и беспредметности, являющейся на самом деле лишь иной, не видной духовно невооружённому глазу реальностью.

Возможно… Потому что на многие вопросы о жизни и творчестве этого, несомненно интересного, мастера ещё только предстоит ответить. Недавно создан фонд сохранения живописного наследия Деффинэ-Кристи, в задачу которого входит работа не только с её сугубо художественным наследием, но и с биографическим материалам, письмами и воспоминаниями современников. И, может, это позволит вернуть общественному вниманию одно из реальных Имён российской художественной и духовной культуры, ныне незаслуженно забытое.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Первая «Ночь искусств» состоится в Москве
  • «Летучий голландец» вновь на сцене Большого театра
  • Букеровской премии—2013 удостоилась Элеонора Каттон
  • Большая чайная церемония прошла в Осаке
  • Премьера спектакля по книге Кена Уилбера «Благодать и стойкость»


  • Top