Ковромания и Древний Восток

The Epoch Times11.11.2015 Обновлено: 06.09.2021 14:26

Ковры Древнего Востока периода религиозного запрета на изображения животных и птиц украшали абстрактными узорами. Фото: MOHAMMED SAWAF/AFP/Getty Images


Ковры Древнего Востока периода религиозного запрета на изображения животных и птиц украшали абстрактными узорами. Фото: MOHAMMED SAWAF/AFP/Getty Images

От Древнего Востока до наших дней – персидский ковёр дорогой во всех смыслах подарок. Фото: KHALED FAZAA/AFP/Getty Images


От Древнего Востока до наших дней – персидский ковёр дорогой во всех смыслах подарок. Фото: KHALED FAZAA/AFP/Getty Images
Когда Древний Восток увидел первый ковёр, до сих пор не ясно. Известно, что самый старый ковёр Древнего Востока был найден в алтайском кургане Пазырык. Его возраст превышал 2000 лет. Но с тех пор техника ручного плетения восточных ковров нисколько не изменилась.

Наивысшего рассвета это искусство достигло в Персии. Существует история о легендарном ковре Древнего Востока, «весеннем ковре» персидского царя Хосрова 1, созданного в честь победы над Римом, в результате которой Персии отошёл аравийский полуостров. На ковре, украшенном драгоценными камнями, золотыми и серебряными нитями размером 122 на 30 метров был изображён цветущий сад. И царь любил прогуливаться по дорожкам, вышитым на этом чуде Древнего Востока.Ковёр исчез в 641 году, когда Персию захватили арабы. Вместе с ним с персидских ковров, которые уже считались лучшими на всём Древнем Востоке, исчезли изображения зверей и птиц. Коран запрещал изображать живых существ и рисунки на персидских коврах стали абстрактными, в виде геометрических узоров.

Тут надо сказать, какое высокое положение занимал ковёр в мусульманском мире, ведь именно с ним сравнивается в Коране созданная Земля (придавленная для прочности горами). Ковёр на Востоке стал моделью земного рая и, именно, с него начинался любой дом.Но всемирного признания персидский ковёр добился значительно позже. В XV веке, когда ковроткачество вышло на государственный уровень, вернее, когда правители Персии увидели в своих коврах неиссякаемый источник для пополнения казны. Началось с того, что в 1499 году открывается первая царская ковровая мастерская, снимается религиозный запрет на изображение животных и птиц и начинается большая торговля.

Любой, уважающий себя аристократ, считал просто обязанным иметь дома частичку Древнего Востока, в виде персидского ковра. А уж сколько ковров уходило на благоустройство европейских дворцов… так что Генрих IV, король Франции даже обеспокоился энергетической, то есть экономической безопасностью Европы и конкретно Франции, попавшей в ковровую зависимость от Востока.

Он даже основал собственное ковровое производство, надеясь перевести страну на собственные ковровые источники. Но тягаться с искусством, унаследованным от мастеров Древнего Востока, ему не удалось. А может просто европейские вельможи считали персидские ковры более подходящими своему статусу.

И по сей день экспорт персидских ковров для Ирана, унаследовавшего его от Персии, является вторым после экспорта нефти источником дохода. И, так же как это было во времена Древнего Востока, персидские ковры по-прежнему занимают первое место в мире, ведь даже на современных иранских фабриках всё так же используется ручной труд.

Сейчас в специализированных магазинах можно видеть большое количество «восточных ковров», но большинство из них сделаны на машинах, в них нет «души мастера». Количество узелков на квадратный метр в шерстяном персидском ковре доходит до 900 тыс., на шелковом их может быть почти в два раза больше. На создание такого ковра мастер тратит не один год своей жизни. Что не может не сказаться на цене. Правда вам никто не помешает купить ковёр в современном магазине, сплетённый на станке за пару дней по цене настоящего рукотворного шедевра, созданного по классической методике, не меняющейся со времён Древнего Востока.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА