Марина Верналис: Зажечь свою маленькую свечу

Автор: 13.11.2013 Обновлено: 06.09.2021 14:19
Марина Шкробова (сценический псевдоним Верналис) известна в творческих кругах как поэтесса, которая проводит лирические вечера — поэтические салоны, продолжая традиции знаменитых светских салонов XIX века. По словам хозяйки салона, они являются «вечерами отдохновения и любви, вечерами чувств и мысли в Измерении Гармонии».

Поэтический Салон Марины Верналис в ресторане на Неглинной  Five o`clock. Фото: фотохудожник Мария Ермакова


Поэтический Салон Марины Верналис в ресторане на Неглинной Five o`clock. Фото: фотохудожник Мария Ермакова

На этих вечерах Марина читает не только свои стихи, но и произведения любимых поэтов Серебряного века. Много лет занимаясь педагогической и научной работой (по первому образованию она педагог, кандидат педагогических наук, по второму — дипломат, выпускница Дипломатической академии МИД РФ), она считает поэзию и сохранение традиции русского поэтического слова своим главным делом жизни.

В интервью с корреспондентом газеты «Великая Эпоха» Марина Верналис рассказала о своём пути к счастью через творчество, о силе слова и о поэтическом начале в душе каждого человека.

— Марина, откройте свой секрет, как Вы достигаете такой силы воздействия на зал во время своих выступлений?

М.В.: Можно сказать, что этот талант я получила от Бога, но многолетняя работа в школе преподавателем и опыт автора и ведущей телевизионной программы научили меня образно и лаконично формулировать мысль, работать с большой аудиторией.

Несмотря на то, что я преподавала в школе историю, с детьми всегда старалась говорить языком поэзии. Чаще всего подбирала им стихи поэтов Серебряного века, которые могли быть им интересны и понятны. Именно стихи служили связующей ниточкой между реальностью и внутренним миром ребёнка. Красота и образность речи этих поэтов будили их воображение, учили размышлять о жизни, любоваться природой, подбирать слова и понимать их истинный смысл!

Когда я училась в школе, мы не читали стихи Цветаевой, Ахматовой, Гумилёва или Пастернака. Отчасти мы изучали поэзию Блока, но нам не преподавали его любовной лирики. Когда я для себя открыла поэтов Серебряного века, первыми, с кем мне хотелось поделиться этим, были дети в школе.

На уроках истории посредством стиха я старалась обрисовать детям историческую эпоху, в которой происходили события и жили люди. Постепенно дети привыкли к тому, что я на уроках читаю стихи. Иногда я могла зашторить окна, поставить свечи в день рожденья Пастернака и минут пятнадцать читать его стихи на уроке истории. Бывшие мои ученики до сих пор вспоминают то ощущение внутренней свободы, которое присутствовало на уроках, они и своих детей воспитывают в любви к поэзии. Мы до сих пор дружим с ними, и я очень горжусь этим.

— Как относились в школе к Вашим нестандартным методам преподавания истории?

М.В.: Я была такой активной, что никто и не думал меня остановить! Мне Бог всегда посылал людей, у которых я многому научилась. Так было тогда, когда во дворец культуры при предприятии, на котором работали мои родители, приехал режиссёр. В то время, увлечённая литературными салонами для детей, я искала серьёзного выхода на большую сцену и решила показать ему своё выступление.

Он был очень впечатлён, просмотрев двухчасовой вечер по творчеству Анны Ахматовой, и сказал, что это по сути моноспектакль и здесь не хватает музыки. Он учил меня, как читать стихи под музыку, как подбирать музыку, научил быть ведущей на своих вечерах.

Встреча с ним стала хорошей школой для меня, я училась непреложной мудрости, что инициатива не отдаётся, она берётся! Помню, как-то раз меня пригласили выступить в авиационном колледже для мальчиков. Учащиеся этого колледжа были космически далеки от поэзии, они вообще не понимали, зачем их пригласили на эту встречу. Перед тем как выйти в зал, где сидели шестьдесят мальчиков, которым сказали, что вместо математики у них будет урок поэзии, у меня было ощущение, словно вхожу в клетку с тиграми (смеётся).

Начала со стихов Сергея Есенина, они с недоверием, но слушают, и я понимаю, что мне нельзя опускать глаза в свои записи, иначе я их потеряю. Минут двадцать читаю наизусть, полтора часа читаю…, чувствую пошла обратная волна, в ней было и удивление, и восхищение, и уважение. Получилось! Так я три года вела поэтический салон для мальчиков авиационного колледжа, знакомя их с поэзией Серебряного века.

Марина Верналис. Фото: фотохудожник Мария Ермакова


Марина Верналис. Фото: фотохудожник Мария Ермакова

— Считаете ли Вы ошибочным утверждение, что поэзия нынче не в моде, люди хотят зрелищ и наслаждений?

М.В.: Во время своих выступлений вижу глаза людей, в них ответ! Поэзия нужна не только потому, что она высокая и способна вдохновлять, а потому, что она является хранительницей языка, квинтэссенцией красоты родного языка. Конечно, в прозе он тоже хорош, но в поэзии он более сконцентрирован по глубине и образности мысли.

Поэтому говорить, что сейчас не время для поэзии, значит, глубоко заблуждаться. Сейчас как раз время для поэзии, она нужна для поиска внутренних ответов и смыслов. Времена, требующие от человека внутренней свободы, внутренней силы. Этим летом я услышала от одной монашенки словосочетание «внутренняя тишина». Любые времена требуют внутренней тишины от человека, погружения в свои ценности, в свой собственный мир и умения гармонизировать себя с миром внешним. В этом помогает поэзия.

Поэзия не может быть нечестной или неискренней, так же как и педагогика. Если не пережить, не прочувствовать, то нельзя написать, а чувствовать ложно нельзя (читает свой стих).

Стихи нельзя писать не о себе!
В них всё моё: и жизнь, и пониманье.
Мой образ, точно в святочном гаданье,
Как в зеркале, рисуется тебе.
Стихи не о себе писать нельзя.
И коль не ощутил или не прожил,
Не полюбил, души не растревожил,
Не начертать стихов, пером скользя…
Не чувствуя, писать стихи нельзя…
— Спасибо, Марина. Согласны ли Вы, что поэзия — это удел избранных?

М.В.: Поэтический салон, который я веду сейчас, стал делом моей жизни, и я уделяю ему всё своё время. Выступая в разных городах и странах, я несу людям русское поэтическое слово, приобщаю к чистому источнику. Это то, чем наша страна может гордиться, такого созвездия поэтов, как в Серебряном веке, не было ни в одной культуре другой страны. В истории не было такого созвездия поэтов, которые жили бы в одно и то же время, общались друг с другом стихами. Каждый имел свой голос и каждый слушал другого, и эти голоса были узнаваемы, их нельзя перепутать.

Поэзию надо очень любить, чтобы идти с ней по жизни, поэзии нужно служить, и только служение позволяет людям развернуться в эту сторону. Каждый ощущает, что бег времени берёт своё, и зачастую на поверхность выходит «псевдокультура» современного дня. Как говорится, «лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии».

История уже сказала своё слово о поэтах конца XIX – начала XX века. Для многих они стали примером служения русскому поэтическому слову и служению Родине. Человек не рождается на пустом месте, поэтому, когда я читаю поэтов Серебряного века, горжусь, что эти строчки рождены русским поэтом в России, что они взошли на ниве русской культуры.

Я напитываюсь всем этим богатством языка и в своих салонах читаю и свои стихи, и стихи поэтов Серебряного века. Время оценит мою поэзию, но я это делаю искренне, делюсь своим творчеством, потому что вижу отклик в глазах людей. Без этого я, наверное, не стала бы идти этой Дорогой. Для меня — счастье, когда удаётся находить слова, которые трогают сердце, когда в ответ стихам рождаются песни. Я не считаю это уделом избранных, стихи пишут те, кто не может не писать.

— Ваш сценический образ неизменно сопровождается новой оригинальной шляпкой, изысканным нарядом. Кто помогает их создавать?

М.В.: В основном я сама работаю над своим имиджем, но изысканные шляпки мне придумывает Наталья Борисова, мастерство которой оценили и Вячеслав Зайцев, и Пьер Корден, и другие дизайнеры. Она уже знает мой стиль, мой образ, и у неё всегда получаются шляпки, которые меня вдохновляют! Надеваю — и хочется читать стихи! Многие мои наряды из салона мадам Матюш. Она шьёт очень женственные платья и изделия из меха в стиле Серебряного века и, вместе с тем, максимально приближённые к современности, и мне это очень идёт. Когда я надеваю её модели, она говорит мне — это ваш стиль, и я сразу ощущаю себя в другом времени. Женственность в женщине всегда будет в моде, какой бы век не стоял на дворе, потому что женщина всегда должна быть женщиной.

Марина Верналис. Фото: фотохудожник Мария Ермакова


Марина Верналис. Фото: фотохудожник Мария Ермакова
— Чем для Вас является поэтический салон — увлечением, капризом, желанием утвердить себя?

М.В.: Мой путь к созданию своего поэтического салона не был лёгким, усыпанным цветами. Прежде чем стать хозяйкой этого салона, мне нужно было пройти школу, осуществить свои проекты в школе-студии при МХАТе им. Чехова, где я тоже пробовала свои силы и проводила вечера. Преподаватели школы-студии мне говорили: «Марина, это так эпатажно, смело, это вам так идёт», т. е. люди уже тогда понимали, что это моя сущность. Это не просто надетая шляпка или шубка, это мой образ, который сливается со мной, так я выражаю внутреннюю суть вещей. Ищу гармонию.

У меня нет желания повторить в деталях салоны, которые были в Серебряном веке. Я хочу создать свой салон как пространство, где звучат стихи, красивая музыка, дополняющая их, где раскрывается внутренняя красота людей, когда они слушают стихи. Для поэтических вечеров я выбираю красивый зал, украшенный свечами, и на это время гости Салона уходят из суеты, входя в гармоничное состояние.

Первая моя поэтическая тетрадь так и называется «Укради меня из суеты!» Я хочу, чтобы люди, побыв в стихах наедине с собой, стремились к прекрасному, хотели изменить себя и свою жизнь в лучшую сторону. Всё в наших руках.

— Как лирический поэт, Вы воспеваете любовь, но даже это вечное понятие уже потеряло свой изначальный смысл. Что для Вас любовь?

М.В.: По своим вибрациям любовь осталась любовью, всё дело в том, как мы её проявляем. Любовь останется любовью по ощущениям, которое даёт состояние любви. Состояние любви будет приблизительно одинаково по цвету, вкусу и тонкости вибрации, разница в том, как мы проявляем эту любовь. Каждая эпоха даёт свои образцы. Всякое поколение будет искать свои проявления любви, но классика всё же остаётся классикой. Даже в любви!

Пока жив человек, жива любовь! Просто выражение чувств может иметь другую, современную оправу. Допустим, раньше не писали СМС, не писали электронные письма, не посвящали любимым видеоролики и т. д. Даже стихотворный слог другой! Но остаются цветы, взгляды, таинство свидания, и никакой техногенный век кардинально вмешаться в это не сможет. Любовь останется, несмотря на современные технологии, век скоростей и виртуального информационного пространства. Любовь живёт в сердце!

— Каким Вам видится будущее при современных тенденциях развития?

М.В.: Мне бы хотелось, чтобы траектория развития была полётной, стремящейся к Гармонии. Вселенная мудра и, вероятно, у неё есть свои ответы на вопросы, а я — лишь частица этой большой Вселенной. Но у меня есть своё предназначение и оно явно связано с восхождением. Со стремлением к вершинам Духа. Я бы хотела служить законам красоты и гармонии.

В своё время в актовом зале школы, над сценой, я написала слова Питирима Сорокина: «Вместо того чтобы жаловаться на всеобщую темноту и невежество, не лучше ли самому зажечь свою маленькую свечу». Так и живу.

****

Оглянись! И к себе возвратись…
Это вовсе не к храму дорога.
Жизнь как девочка-недотрога –
Только смелости наберись.
Оглянись! Сам с собой примирись.
Ведь обида всегда близорука,
А безверье – плохой оптимизм!

Оглянись! Сам себе удивись!
И вернись в своё кровное братство.
Будет время ещё потягаться
С тем, кто крикнет тебе: берегись!

Оглянись! И себе улыбнись!
Истин жизненных вовсе немного:
Чтобы в храм приводила дорога
И души устремления – ввысь!

Оглянись!

***

Как сквозь пальцы вода, время льётся поспешно.
Ах, месье Антуан, только дети безгрешны!
Что дано нам постичь. не увидишь воочию,
Звёздный хор бубенцов слышу я каждой ночью!

Имя Экзюпери – лёгкий парус отваги.
Знал месье Антуан: нет дуэли без шпаги,
Откровенья – без слёз… Да и мы понимаем,
Что в ответе за всё, что к себе приручаем!

О, мой маленький принц!
Не ко мне ль Вы спешите?
Шелест спелых полей
Как признанье примите.
Сердцу странника ведомо
Всё, что истинно вновь:
Это мужество, молодость
И, конечно, любовь!

Марина Верналис


________________________________________

Самые нужные канцтовары
для офиса и дома просто и быстро можно найти на https://www.skrepka.ru/. Цены предновогодние, весёлые, не разочаруют.



Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА