Михаил Башаков: Музыка — это Великая Тайна

Автор: 26.11.2013 Обновлено: 06.09.2021 14:21
Михаил Башаков — российский музыкант, поэт, автор-исполнитель, художник. В его репертуаре есть много разных песен — серьёзных и весёлых. Но каждое выступление автора наполнено глубоким смыслом и несёт различные образы, которые заставляют слушателя задуматься над несовершенством мира, в котором мы живём.

Михаил Башаков. Фото предоставлено М.Башаковым.


Михаил Башаков. Фото предоставлено М.Башаковым.

Михаил Башаков рассказал нам о своей творческой деятельности и её истоках.

— Михаил, что вы хотите сказать людям своим творчеством?

М.Б.: Я совсем недавно прочитал высказывание, по-моему, Леонардо да Винчи. Он говорил, что несчастен тот мастер, тот художник, у которого идея следует за исполнением, а не наоборот. Моя идея — я хочу сказать миру, что нужно быть добрым, уметь любить, уметь превращать плохие мысли в хорошие. Если ты научишься этому, то станешь счастливым, а если ты станешь счастливым, то увидишь, что будет…

— В вашем репертуаре есть песни, написанные с юмором и большим количеством шуток. Вы таким образом подбираете язык общения с аудиторией?

М.Б.: У меня много шутливых песен? Это поиск языка универсального. Образное общение, общение с помощью притч даёт тебе возможность не опускаться до того, чтобы всё разъяснить. Шутка объяснит очень многое, если её понять. Мне нравится пословица «В каждой шутке есть доля шутки …».

— Одна из таких песен — «Русский народный блюз». С вами происходило нечто похожее или это ваши жизненные наблюдения?

М.Б.: Эту песню написал Константин Арбенин, а я написал музыку. В этой песне меня привлекает самоирония. Самоирония даёт возможность выйти из себя такого, которым ты себе не нравишься, а такое есть всегда.

Песню «Самбади» я тоже пою как бы о себе, а этого не было.

Всё наполнилось его голосом звенящим,
Это было так давно, было настоящим.
Может, пел не стройно он – ну, и что же дальше?
Только чувствовали все: в песне нету фальши.

Много звёзд теперь горит на большой эстраде…
Вдруг — знакомые черты: я узнал Самбади!
Отражение моё на зеркальной глади:
Перстни, смокинг и очки — вот и весь Самбади!

Таким образом я защищаю себя от этой ситуации. Я её понимаю, принимаю, предвосхищаю и шуткой снимаю с себя. Я заранее пошутил над собой, прожил этот момент, чтобы в жизни это не происходило. До сих пор на концертах просят исполнить песню «Самбади», зрителям она нравится. Таким образом, мне не нужно многое проходить, три раза наступать на грабли, чтобы понять.

— Получается, для вас это как прививка, чтобы со стороны посмотреть на себя и прожить этот момент?

М.Б.: А это очень хороший способ посмотреть на себя со стороны. Песню ты поёшь другим людям, ты их глазами видишь, как они на это смотрят, нравится или нет.

Михаил Башаков. Концерт на квартирнике. Фото: Сергей Лучезарный/Великая Эпоха (The Epoch Times)


Михаил Башаков. Концерт на квартирнике. Фото: Сергей Лучезарный/Великая Эпоха (The Epoch Times)

— В своих песнях вы делаете акценты на важных вещах с помощью музыки и стихов, но не говорите напрямую, что хорошо, а что плохо…

М.Б.: Я стараюсь как можно больше предвосхитить таких ситуаций. Я хотел бы написать много песен, которые бы помогли людям предвидеть ситуации, в которые им не нужно попадать.

— Как у вас идея превращается в песню?

М.Б.: Когда я пишу песни, мне важно, чтобы я сам завёлся, чтобы я поймал резонанс с собственной вещью. Иногда смотрю на заготовку какую-то и понимаю, что в ней есть смысл, что надо поработать над этой мыслью, над этой песней, но что-то не идёт. Как только появляется резонанс, песня сочиняется мгновенно. Так было с песней «Глубокая радость». Эта заготовка очень долго лежала, никак я не мог найти к ней ключ. А потом раз, и песня готова!

Хлебни из реки молока малость,
пока с берегов слижу весь кисель я.
Мы идём в парк «глубокая радость»
из ресторана «пустое веселье».

Омойся мёртвой водой, верни младость,
пока кручу событий карусель я.
Едем в деревню «глубокая радость»
из мегаполиса «пустое веселье»…

Песня — это событие. Нужно быть подготовленным к этому событию, чтобы оно случилось. Его нужно прожить, мысленно дорасти до этого. Ты не можешь писать, грубо говоря, ни о чём. Песня должна наполнять тебя. Я иногда чувствую, что люди поют такие вещи, которые они придумали, которые не случились.

Порой включаю радио в машине, а там такое… Иногда мне это даже помогает. Я говорю себе: «Ну, я-то думал, что я плохо пишу!». Происходит некая коррекция.

— Один из известнейших российских фотографов Владимир Вяткин говорил мне о том, что иногда на выставках видит такие замечательные фотографии и кажется, что он так не фотографирует. После этого некоторое время ему даже не хочется снимать. А если вы услышите хорошие примеры музыки и стихов, то как реагируете?

М.Б.: У меня такое бывает с гитарой. Я играю, а потом смотрю, как играют другие. Я согласен с Сашей Старожиловым. Он говорил: «Играю, играю и вроде хорошо играю, а потом послушал Джорджа Бенсона и …».

Я думаю, у каждого музыканта и художника, даже известного, такое есть. Я смотрел один замечательный фильм, в котором Шон Пенн играл музыканта. Этот музыкант великолепно играл на гитаре в стиле мануш, популярном в 30-е годы прошлого века. В то время был другой музыкант, который играл, как он считал, лучше его. И когда он узнал, что этот музыкант пришёл к нему на концерт, он вообще убежал!

— Какие песни вас просят исполнить чаще всего, и какие вам нравится исполнять?

М.Б.: Меня чаще просят спеть «Самбади», «Элис», «Солнце под крылом», «Великий Устюг», «Время уходит». Мне самому нравится «Великий Устюг», «Солнце под крылом», «Фонари», «Светлый день». Эти песни вне времени и актуальны всегда. Например, смысл песни «Светлый день» заключается в том, что нужен светлый день в нашей душе.

Но нам друг у друга спросить,
Как мы могли допустить,
Что на нас застоялась
Какая-то тень?
Нам нужен просто светлый день…

— Мне кажется, что песня «Музыка — Великая Тайна» — это очень сильная песня. Как она появилась на свет?

М.Б.: Я как-то играл на фестивале. Там выступал гитарист Дмитрий Четвергов. Это замечательный музыкант. Он играл музыкальную композицию и периодически подходил к микрофону и говорил, что музыка — это великая тайна. И опять начинал виртуозно играть.

Меня это поразило до глубины души. Мне захотелось это выразить словами в песне. Мне показалось, что просто сказать, что музыка — великая тайна, этого недостаточно, что нужно ещё дописать текст. У меня родилась идея: ту виртуозность, которую музыкант показал в музыке, выразить через слова.

Я представил себе образ, образ тайного общества по спасению мира и его представителя, который знает, что происходит с миром и что нужно делать, чтобы спасти мир.

Поймите, в какой-то момент произошла разгерметизация —
Теперь под угрозой вся земная цивилизация.
И пусть это так же трудно, как простить злодеяние Каину,
Но надо вернуть музыке её Тайну.

Этот представитель знает, что если вернуть музыке тайну, то всё сразу встанет на свои места. Сразу будет притяжение и некая духовная гравитация.

Михаил Башаков. Фото предоставлено М.Башаковым.


Михаил Башаков. Фото предоставлено М.Башаковым.
В песню
«Музыка — Великая Тайна»
и во многие другие ваши песни заложено очень много смыслов, они многогранны. Каждому слушателю вы предоставляете возможность понять и увидеть что-то своё, на своём уровне восприятия. Как вам это удаётся?

М.Б.: Я всегда стараюсь делать так, чтобы была кристаллизация. Нужно сделать так, чтобы каждый всё понял на своём уровне, если захочет, конечно, и сможет …

В последнее время мне очень интересен следующий подход. Вот у тебя есть идея. Ты не знаешь, как это привести в окончательный вид, но делаешь эту идею. Оказывается, можно работать словом, головой, душой, умом, сердцем. Всё это, оказывается, можно привести в гармонию. Работать просто нужно, и всё.

— Ваши песни — это ваши мысли?

М.Б.: Вообще, Лао Цзы сказал: «Будьте внимательны к своим мыслям, ибо они есть начало поступков».

Очень точно сказано, немногие люди начинают даже следить за своими мыслями, они просто приходят к ним, и всё. Они (мысли) владеют ими (людьми) абсолютно, какая бы мысль ни была, откуда бы она ни взялась. Вдруг тебе так сказали, что ты такой, и ты с этим согласен. Надо самому думать, воспитывать в себе эту независимость от чужих мыслей. Выбор за тобой, ты можешь принять эту мысль, а можешь и не принимать. Это и есть самое главное, чего нас лишали, допустим, после революции 1917 года. Это же глобально вообще.

— Говорят, что для великого просветлённого нет разницы между словом и делом. Он как подумает, так и сделает. А современный человек думает одно, делает другое…

М.Б.: К сожалению, это тенденция. Человек, стремящийся к просветлению, всегда думает над тем, что делает. Иначе он будет чувствовать диссонанс, не гармоничность.

— Как нам выжить в столь непростое время массовой разобщённости и озлобленности людей?

Нам не нужно ждать и думать, что будет лучше. Не будет. Нужно сейчас жить счастливо и осмысленно, наполненно, прямо сейчас жить. Поэтому я думаю, что, с одной стороны, эти концерты, переезды очень тяжелы, а с другой стороны, я живу в хорошей среде моих слушателей. А они, как правило, все люди хорошие.

На концертах происходят вещи все добрые и интересные. Никто у меня на концертах не дерётся и не пьёт. Я был в Краснодаре и выступал в клубе «Рок-бар». Была замечательная атмосфера, клуб был заполнен битком и никаких драк, никакой агрессии даже намёка не было. Мне это нравится.

— Получается, ваша миссия — давать больше концертов, сеять добро?

М.Б.:Я живу в этом. Я из этой дорожной войны (пробки на дорогах, агрессия водителей – прим. автора) приезжаю, говорю и пою то, что я хочу сказать людям. Это настолько прекрасно, что снимается любой стресс.

— Вы часто выступаете на квартирниках. Концерты музыкантов на квартирах как явление социальное, когда возникло?

М.Б.: Квартирники возникли в советское время. А вообще по своей сути квартирник — это салон, салон госпожи такой-то. Вы представляете себе Пушкина, читающего стихи на стадионе? Это, можно сказать, возникло ещё в то время, собирались вечерами, читали, музицировали. Такая жизнь обязательно нужна.

На квартирники собираются люди, близкие по духу. Создаётся неформальная обстановка, когда артист находится близко и может с тобой разговаривать. Ни о какой фонограмме не идёт и речи, исполняется только живая музыка. Нет сцены, которая разделяет артиста и слушателя. А раз есть разделение, то туда можно и фонограмму всунуть.

Многие люди на квартирник приходят, а в клуб не идут. Им нравится близкое общение и живая музыка, которая звучит прямо сейчас перед тобой. Никакая запись её не заменит. Возникающее восхищение тут же передаётся другим. Поэтому многим нравятся такие концерты.

— А много музыкантов в России выступают на квартирниках?

М.Б.: Я думаю, много. Это один из способов естественного отбора. Музыкант не может же сразу выйти на сцену. На квартирнике быстро становится ясно, в каком направлении двигаться дальше. Вдруг на твои квартирники начинают приходить люди. Значит, ты что-то значишь, и у тебя получилось что-то интересное.

Музыкантом более опытным квартирники необходимы, подчас, чтобы выжить. Если ты играешь в клубах в Москве или Санкт-Петербурге, то тебе неплохо платят. Клубы отдают почти 100% средств, собранных с посетителей за вход в клуб на концерт. Но в этих городах много не наиграешь, а жить на что-то нужно. Возникшую паузу как раз и заполняют квартирники.

Есть такой замечательный гитарист международного уровня Иван Смирнов. Он тоже играет на квартирниках. Тем более что он многодетный отец, а это хорошая прибавка к зарплате. На его концерты приходят гитаристы, для которых это как мастер-класс.

Михаил Башаков. Концерт на квартирнике. Фото: Сергей Лучезарный/Великая Эпоха (The Epoch Times)


Михаил Башаков. Концерт на квартирнике. Фото: Сергей Лучезарный/Великая Эпоха (The Epoch Times)

— Что для вас является подпиткой, новой информацией, которая может вас вдохновить на новое творчество?

М.Б.: Мне нужно постоянно слушать музыку, разную музыку. Я очень счастлив, что я что-то открываю для себя. Мне понравился последний альбом группы Muse. Я просто заслушался.

Мне нравится, что мой старший сын меня учит. Он иногда подкидывает мне современную музыку, до которой я не мог бы дойти сам без приложения усилий. Сын периодически приносит мне электронную музыку. Это часто новые имена:Arctic Monkeys, Zero 7, Architecture in Helsinki, The Birdand The Bee. Такая музыка кажется поначалу слишком простой, но, прослушав песню до конца, чувствуешь, что буквально что-то прорывается внутри.

Харрисона заново переслушивал и получил неимоверное удовольствие. Нравится последний альбом Маккартни.

Когда я приехал в Таганрог, администратор, который меня приглашал, поставил мне виниловую пластинку очень хорошего качества. Мне всегда нравится интересное музыкальное решение, работа со звуками, работа с инструментами.

— Кроме хорошей музыки есть ещё литература и кино. Что вам интересно на сегодняшний день — почитать и посмотреть?

М.Б.: Я всегда стараюсь быть в курсе всех новинок. Сейчас вышел фильм «Географ глобус пропил». Есть такой автор А. Иванов. Я почитал его произведения и тут же влюбился в них. Геласимова я прочитал. Перечитываю русских классиков. «Братья Карамазовы» прочитал взахлёб.
Нравится фильм Ким Ки Дука «Весна, лето, осень, зима … и снова весна». Но другой фильм корейского режиссёра я не досмотрел до конца. Я почувствовал какую-то надломленность…

Такие фильмы есть и на Западе. К сожалению, такое предчувствие конца света сейчас у многих художников. Оно прямо доминирует.

Во мне чувство конца света тоже может и доминирует. Но я просто когда-то принципиально отказался от декадентства. Это упадническое настроение в искусстве, когда преобладает внешняя холодная эстетика. Лет в 15-16 писал песни в стиле декадентства. Потом отказался от этого. Я понял, что это некая слабость, а не сила. В 17 лет я чётко понял, что сочинять буду только светлые песни, добрые. Но для того, чтобы это сделать, нужно произвести некое преобразование себя, правильно подумать. До сих пор я ощущаю себя на положительной волне.

— Давайте поговорим о русской идее, как о культурном явлении. Например, Достоевский — очень сложный писатель. Я пытался читать его роман «Братья Карамазовы» несколько раз. И только в 45 лет, посмотрев по телевизору одноимённый фильм с Михаилом Ульяновым, прочувствовал, как мечется душа героев, запутавшись в правде и неправде, в слепых поисках света и истины…

М.Б.: А мне очень понравилось именно это произведение. А какие там прекрасные образы и самого Алёши, и старца Зосима! А вот «Подростка» я не дочитал.

Почему, когда мы говорим «русские писатели», то в первых рядах стоят Достоевский и Толстой? Да потому, что они затрагивают вопросы общечеловеческие, о добре и зле. Поэтому и есть такое мнение о русской идее, о русских писателях. Было время, когда люди искусства касались общечеловеческих вопросов. Они не писали развлекательные и приключенческие романы.

Русская литература связана с идеей свободы и духовной, и физической. А свобода по Бердяеву есть первый признак духовности и стремления человека к божественному. Свобода — очень ёмкое понятие, она не даётся, свобода приобретается каждый раз и на каждом уровне. Каждый духовный акт — это акт свободы.

У Бердяева есть такое произведение, которое называется «Русская идея». Там очень много говорится об историчности и духовности. Духовное стремление — это то, что стоит и тянет вверх вообще само понятие культуры. Только в России есть понятие интеллигенции. Интеллигентный человек — это человек высокой культуры, глубокого понимания, свободный человек, думающий и самосовершенствующийся. Это если сказать по Толстому.

— Недавно я где-то услышал, что основная идея романа «Война и мир» Толстого заключается в том, что люди разных сословий, разного достатка и разных взглядов под влиянием войны объединились на духовной основе, чтобы выступит вместе против врага.

М.Б.: Это одна из граней, очень, кажется, явная. По-моему, в начале романа написано, что очень многие плохие люди сильны тем, что они объединены. Суть в том, чтобы и хорошие люди должны объединиться, быть вместе.

— Михаил, большое спасибо за интервью. Желаю вам успехов в вашем творчестве, помогающем людям понять, кто они в этом мире, и осознать свою истинную природу.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА