Первая российская кругосветка. Миссия — процветание Отечества


О первой русской «кругосветке», которой исполнилось 210 лет этим летом, рассказывали Михаил Кожухов из Москвы и Алексей Крузенштерн из Петербурга на видеомосте в РИА Новости. Поводом стал не только юбилей, но и 4-серийный документальный фильм М. Кожухова, чьим консультантом был потомок мореплавателя, петербургский издатель Алексей Крузенштерн.

Памятник Ивану Крузенштерну в Санкт-Петербурге. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)Памятник Ивану Крузенштерну в Санкт-Петербурге. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)

Михаил Кожухов — путешественник, журналист, ведущий авторских программ, создатель телекомпании «Контраст», которая более двух лет посвятила созданию фильма «Нева и Надежда».

Содержание фильма о кругосветном плавании впервые строится на ежедневных дневниковых записях участников и огромном количестве зарисовок. Шлюп «Надежда», которым командовал Иван Крузенштерн, и «Нева» с Юрием Лисянским во главе, имя которого, по мнению многих историков, незаслуженно забывается, вышли из Кронштадта в июле 1803 года и вернулись через три года.

Картина построена на реальных современных съёмках мест, в которых побывала экспедиция, участии актёров и «оживлении» рисунков с помощью компьютерной графики. «Задача выполнена», — говорит М. Кожухов. «Я бы лучше не сделал. Это то, о чём я мечтал», — комментирует А. Крузенштерн.

Алексей Крузенштерн считает, что экспедиция шведско-русского мореплавателя состоялась не случайно, ей сопутствовала некая внутренняя сила. Трудно представить себе, как совсем молодой Крузенштерн, служа ещё в английском флоте и задумав экспедицию, посмел через головы своих начальников написать обращения к высшим лицам о важном для России кругосветном путешествии. Итогом этого подвига моряков стал водружённый на главной магистрали Санкт-Петербурга — Неве, набережную которой украшают Медный всадник и памятник А. Суворову, памятник И. Крузенштерну — не титулованному дворянину.

Почему это равно подвигу? Поясняет М. Кожухов: два «океанских» деревянных судна длиной всего в 33 метра, ежедневный рацион: щи с солониной, каша и чарка водки. Каюта на корабле одна — 5,5 кв. м на двоих, и гальюн один. Остальные 80 человек жили в общих помещениях, рядом — «зоопарк и кур, свиней и пр.» — живой запас еды.

М. Кожухова впечатляет дух и мужество мореплавателей тех лет. Он рассказывает, что даже сегодня, совершая плавание на паруснике «Крузенштерн», снабжённом современными навигационными приборами, «ночью замираешь от ужаса, спрашивая себя, куда он идёт, как бы не пролететь мимо Африки!»

«У меня был патриотический посыл: мне хотелось напомнить всем имена, которые могут быть опорой нашей национальной гордости…. Мне хотелось рассказать о приключениях в духе Жюль Верна. Этот кинофильм — драма с предательством и вероломством», — говорит постановщик.

А. Крузенштерн, врач по образованию, рассказал, что в последнее десятилетие начал глубже интересоваться историей своей семьи. Выпустил уже два больших альбома о русских путешествиях вокруг света. «В этих условиях, — поясняет он, — команда высокообразованных людей создала сказочные научные коллекции и произведения искусства». Издатель напоминает, что вслед за первой кругосветкой в первой половине XIX века Россия осуществила ещё более 50 таких экспедиций. Это вызывает гордость за наше прошлое, но огорчает, что люди мало знают об этих подвигах. «Очень мало знаем свою историю, а без фундамента движения вперёд нет», — уверен Крузенштерн.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Как русские про свастику забыли
  • Социальные эпидемии — глобальные риски. Поиски «лекарств» от зависимостей
  • Проблемы пригородного транспорта в РФ
  • «Шестёрка» достигла соглашения по Ирану, но не все остались довольны
  • Словарная культура в современном образовании


  • Top