Как китайские власти делают популярными пропагандистские онлайн-сообщения


Онлайн-сообщение, наполненное призывами к патриотизму и призывающее китайцев быть начеку с «западными антикитайскими силами», недавно быстро распространилось и стало очень популярным в китайском Интернете.

Интернет-кафе в Пекине, 2010 год. В Китае, где содержание новостных статей и комментариев сильно зависит от мнения правящего режима, интернет-пользователи за информацией чаще всего обращаются в блоги. Фото: AP Photo/Ng Han GuanИнтернет-кафе в Пекине, 2010 год. В Китае, где содержание новостных статей и комментариев сильно зависит от мнения правящего режима, интернет-пользователи за информацией чаще всего обращаются в блоги. Фото: AP Photo/Ng Han Guan Пост под названием «Вы никто без родины» появился в то время, когда Китай был вовлечён в территориальные споры, в частности в Восточно-Китайском море, где китайский режим 23 ноября самовольно установил зону ПВО в международных водах. В сообщении Соединённые Штаты называются «инициатором заговоров», пытающимся свергнуть китайское руководство, а китайцев призывают поддерживать политику режима и защищать нового лидера компартии Си Цзиньпина.

Несколько китайских СМИ прокомментировали сообщение, в том числе PLA Daily и Guangming Daily, подпитывая его популярность в онлайн-дискуссиях.

Китайские пользователи Интернета высмеяли официальную точку зрения. Один издевательски заявил: «Раба не имеет родины». Другой выразил сомнение в легитимности китайского режима: «Почему они (власти) не говорят, что после ‘хаоса’, он (Китай) станет похожим на Тайвань». Тайвань является демократическим, там нет политических репрессий или комплекса других проблем, как в материковом Китае.

Агентство «Синьхуа», рупор режима, не осталось в стороне, расхваливая статью за то, что она «получила поддержку и сочувствие у пользователей Сети».

В стране, где Интернет контролируется жёсткой цензурой, а СМИ являются государственными, «популярность» может быть совсем не тем, чем кажется.

Китайские СМИ получают директивы о том, что публиковать, а что — нет. Одна из таких директив, о которой узнала общественность, была издана после того, как 28 октября на площади Тяньаньмэнь автомобиль врезался в прохожих и загорелся. Китайским СМИ было указано «сгладить историю; не спекулировать на ней … и усилить контроль сервиса Weibo, всех средств массовой информации и их работников».

Дискуссии также контролируются через указания, которые даются знаменитостям и другим влиятельным людям китайского общества.

В марте власти пытались с помощью знаменитости организовать на китайском сервисе микроблогов Sina Weibo нападки на Apple и Volkswagen. Когда гонконгская кинозвезда Питер Хо написал комментарий: «Не могу поверить, что Apple делает так много пакостей, обслуживая клиентов, ― он случайно оставил памятку, — Необходимо опубликовать около 08:20 вечера».

В Китае есть «Отряд пяти мао». Этих интернет-комментаторов нанимает коммунистическая партия Китая, чтобы формировать направление онлайн-дискуссий. Эти люди распространяют пропаганду режима и нападают на тех, кто считается его врагом. Название связано с тем, что эти работники получают пять мао (пол-юаня) за каждое сообщение. Различный Интернет

На Западе тема становится популярной в двух случаях. Она может понравиться пользователям в социальных медиа, где люди делятся мнениями, как, например, в Твиттере. Освещение в СМИ также помогает распространению контента. Чем больше СМИ освещают тему, тем больше людей обсуждают её в социальных группах.

Однако в Китае всё по-другому. Тема может стать «популярной», если этого захочет правящая компартия. Она заказывает её публикацию в СМИ, платит знаменитостям и онлайн-комментаторам за нужные сообщения.

С другой стороны, распространение нежелательного контента могут блокировать цензоры или сами китайские интернет-пользователи из-за страха перед режимом.

Хотя Интернет жёстко контролируется, он всё-таки даёт возможность китайским блогерам делиться информацией, преодолевая ограничения, установленные режимом.

Сара Кук, старший аналитик по Восточной Азии в правозащитной организации Freedom House, сказала в телефонном интервью, что в китайском интернет-пространстве не всё «чёрно-белое».

«Там люди используют Интернет совсем по-другому, ― пояснила г-жа Кук. ― Есть много людей, которые используют блоги, чтобы заменить СМИ, которым мало доверяют». «Мы видим следующий эффект: в Китае люди более активны в таких социальных сетях, чем в открытых обществах», ― считает она.

В Китае более 500 миллионов интернет-пользователей. Примерно 200-300 миллионов этих интернет-пользователей имеют микроблоги, и эта армия блогеров часто поддерживает обсуждение тем, которые недоступны в иной среде Китая из-за строгой цензуры.

Сара Кук ссылается на письмо от 2 декабря, написанное Ван Цинлэем, бывшим известным журналистом Центрального телевидения Китая. Он критиковал жёсткую цензуру средств массовой информации в Китае, заявив: «Нас заставляют замолчать снова и снова».

Письмо г-на Вана было быстро удалено цензорами, но китайские блогеры успели распространить его. Письмо в конечном итоге попало в западные СМИ.

Слово «популярность» в Китае имеет другое значение. В западных странах информация, которая насчитывает 30 000 просмотров, может считаться хитом. В Китае, в связи с большим числом блогеров и использованием общества блогеров в качестве источника новостей без цензуры, 30 000 ― незначительная цифра.

Китайские власти хорошо осведомлены о том, как заставить сообщение в блоге «взлететь». Согласно новому закону против «распространения слухов», блогер может получить до трёх лет лишения свободы, если его сообщение, не понравившееся властям, будет «ретвитнуто» 500 или более раз, или его просмотрит более 5 000 человек.

Г-жа Кук убеждена, что новый закон окажет «очень негативное воздействие» и повлияет на распространение новостей.

«Люди будут бояться переотправлять сообщения, которые могут быть чувствительны для властей», ― сказала она, добавив, что это усилит возможности правящего режима по контролю «популярности» новостей.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • В Китае дорожают продукты
  • Классический китайский танец — богатое культурное наследие
  • Чжоу Юнкана обвиняют в преступлении против человечества
  • Форум в Гонконге: за эффективные меры против трансплантационного туризма
  • 20 000 чиновников китайского режима наказаны за нарушение правил


  • Top