Драматическая, запятнанная чернилами, история шариковой ручки


Человечество научилось делать чернила ещё на заре нашей цивилизации. Для этого шаманы, жрецы и другие деятели культуры смешивали сажу с разными клейкими субстанциями. С развитием прогресса возникали новые виды чернил, а вот предметы для письма эволюционировали весьма неохотно. Так венец изобретательской мысли — шариковая ручка, появилась только в середине XX века.

Принцип работы шариковой ручки, из-за которого она и получила своё название, заключён в маленьком вращающимся шарике, одна сторона которого находится в чернилах. При вращении он переносит их на бумагу.Первым этот принцип запатентовал Джон Д. Лауд из Массачусетса в октябре 1888 года. Хотя армянские археологи нашли некий чертёж, датированный 1166 годом и изображающий бамбуковую трубочку, внутри которой располагался полый шарик с чернилами, но патент есть патент. И слава первооткрывателя шариковой ручки досталась Лауду. Отсюда вывод — не стоит недооценивать регистрацию товарного знака.

350 неудачных шариковых ручек

Однако запатентовать шариковую ручку оказалось гораздо проще, чем сделать её работающую модель. Хотя на первый взгляд, что может быть проще? Но в последующие 30 лет Патентное Ведомство США выдало 350 патентов на аналогичные шариковые ручки. Но ни один из этой патентованной армии изобретателей не сделал ни одной ручки, которая бы не пачкала бумагу, не протекала в кармане и не отказывалась бы писать при температуре ниже 18С.

Конечно, виноваты во всём были чернила, но покупателей такие оправдания не устраивали. Кстати, именно бизнесмен сумел довести шариковую ручку до ума, но об этом после. А пока расскажем о братьях Биро (Biro).

Один брат издавал небольшую газету в Венгрии, а другой был химиком. Тот, что издавал, постоянно пачкался чернилами из ручки, которой вынужден был работать. Как-то раз она окончательно его достала, и он позвал на помощь брата.

Но с ходу изобрести не протекающую ручку им не удалось. Что неудивительно, если учесть, что до них было 351 неудачных попыток. Так что дело затянулось, и у братьев вошло в привычку обсуждать новые концепции ручкостроения в свободное от работы время.

Одно из таких обсуждений (братья были в отпуске на берегу Средиземного моря) случайно услышал президент Аргентины Аугусто Юсто. Что он делал на таком отдалении от Латинской Америки, для нас неважно, а важно то, что он с ходу предложил братьям построить в его стране фабрику по производству шариковых ручек, чем, собственно, и оставил своё имя в истории… шариковых ручек. (Наберите его имя в поисковике и сразу увидите несколько статей об их истории).

Аргентина — родина шариковой ручки

Потом началась Вторая мировая война, и браться Биро разумно решили, что пора проведать их аргентинского знакомого. Сначала всё у них было замечательно. Друзья президента и инвесторов нашли и фабрику (в 1943г.) построили. Да вот сделанные ручки оказались с небольшой особенностью – могли писать только в вертикальном положении.

Дело в том, что братья, как и все изобретатели до них, положились на земную гравитацию, считая, что уж она-то обеспечит бесперебойную подачу чернил по ручке сверху вниз. Но то ли гравитация у нас оказалась слишком слабая, то ли чернила были какие-то не такие, но даже небольшой наклон ручки при письме прерывал подачу чернил.

Один год потребовался Биро, чтобы придумать сифонную подкачку чернил и запустить новую модель ручки в производство. Но тут бизнесменов ожидал второй удар. Аргентина — не та страна, где в середине ХХ века мог возникнуть спрос на шариковые ручки. В общем, братья разорились.

Первые поклонники шариковых ручек

Помощь пришла, откуда не ждали — пилоты американских ВВС, обнаружив на аргентинских прилавках шариковые ручки (подобных в мире ещё не было), пришли в восхищение их способностью писать снизу вверх. Причём, как выяснилось экспериментальным путём, на любой высоте.

Видя такое дело, Госдеп США предложил американским фабрикантам изготавливать американские ручки, и чтоб были не хуже аргентинских. Но так как дело было в Америке, сначала нужно было купить патент. И одна из компаний, «Эберхард Фабер», решила монополизировать рынок и заплатила 500.000 долларов братьям Биро за права на производство шариковых ручек.

Но вместе с правами американцы приобрели и проблемы, которые продолжали преследовать это изобретение. Шариковые ручки, которые сначала начали выпускать, как предмет роскоши (возможно, по аналогии со средневековыми карандашами, делающимися для аристократии в оболочках из драгоценных металлов), продолжали течь. Что привело сначала к снижению объёма продаж, а потом и к резкому падению цены. В конце концов, шариковые ручки стали продаваться за 19 центов.

Что, в свою очередь, привело ещё к двум последствиям. Во-первых, ручки стали общедоступны, во-вторых, обливаться чернилами и ругать их стало гораздо больше народу. Так и кануло бы непослушное изобретение в пучину народного недовольства, если бы не один упрямый француз.

Успешная бизнес-стратегия эффективнее, чем изобретательство

Марсель Биш (Bich), известный французский производитель перьевых ручек и прочих письменных принадлежностей, сначала заинтересовался новинкой из профессиональных соображений. Кроме того, его, как бизнесмена, занимало то, как популярность шариковой ручки то взлетала на вершину потребительского спроса, то быстро падала, разоряя своих энтузиастов. Постепенно Биш пришёл к выводу, что если ему удастся создать по-настоящему надёжную ручку, то он сможет завоевать рынок.

Сначала фабрикант купил у братьев Биро права на изобретение. А потом, как настоящий бизнесмен, он не стал самостоятельно что-то доизобретать, а в течении двух лет просто скупал все появляющиеся на рынке модели шариковых ручек. И испытывал их, собирая информацию о положительных и отрицательных свойствах.

Такая стратегия принесла плоды. Вернее, один плод — новая шариковая ручка писала мягко, не засыхала и не подтекала. Кроме того, она была дешёвой. (Т.е. по сути одноразовой — использовал, выкинул, купил другую). А шестигранный корпус из прозрачного пластика придал ей собственный, неповторимый стиль. Успех в Европе ей был обеспечен. Но оставалось завоевать мировой рынок.

Начало эпохи потребления

Для того чтобы пробиться на рынок Америки, Марсель должен был сделать важный шаг — сменить имя. Что поделать, американцы не стараются запоминать имена, которые им трудно произнести (впрочем, не только, американцы). Марсель заменил последнюю букву в своей фамилии и из Биш превратился в мистера Бик.Кроме того, чтобы приучить американцев к дешёвым одноразовым ручкам (он продавал их за 29 центов), Бик сделал их разборными, позволяя покупателям самим заменять в них стержни. Но стержни стоили столько же, сколько и сама ручка.

Потом (Бик уже не мог остановиться) его компания начала выпуск одноразовых зажигалок BIC (дешевле на 30%, чем у конкурентов). А потом и одноразовых бритвенных станков BIC, отчего даже таким гигантам как Gillette, чтобы не пасть в конкурентной борьбе с бесчисленным множеством одноразовых товаров, пришлось сменить тактику. И начать выпуск собственных одноразовых бритвенных станков.

Так возникла индустрия дешёвых одноразовых вещей, захватившая вместе с шариковой ручкой весь мир.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:



Top