Ножи Кизляра. История в красоте


Ножи Кизляра. История в красоте. Фото: rybolov.orgНожи Кизляра. История в красоте. Фото: rybolov.orgИстория изготовления ножей в Дагестане уходит своими корнями в глубокую древность. И то, что сегодня представляет собой комплекс по производству кизлярских ножей, в далёком прошлом было всей жизнью для «кузницы оружия» Кавказа. Именно так называли раньше Дагестан.

Изготовлением ножей промышляли в тех краях, начиная, примерно, с I-II века ещё до нашей эры, когда появилась Кавказская Албания. Это и способствовало, наряду с возникновением торговых отношений, развитию грозного оружейного ремесла. Но мы вспомним о времени, которое более приближено к нам, нежели упоминание о Кавказской Албании.

На рубеже XIV столетия занимались в Дагестане оружейным ремеслом многие селения. В некоторых из них мастера специализировались на производстве самого оружия, а в других занимались исключительно его украшением. Также были умельцы, которые специализировались только на холодным оружии, изготавливая ножи, так похожие на сегодняшние ножи Кизляра, или только на огнестрельном. Некоторые сочетали и то, и другое.

Существовали как небольшие производства, которые удовлетворяли потребности только местного населения в таком товаре, так и более крупные, которые переросли позже в целые центры поставки оружия не только всему Дагестану, но и другим, более отдалённым районам Кавказа. Отсюда и название «кузница оружия». Клинки изготавливались как цельностальные, так и из сварочной стали, которая имела особую ценность из-за узора, получавшегося при таком способе изготовления.

Украшение также имело немаловажное значение. Это настоящее искусство, которое возрождают теперь современные мастера. Но приобретение хорошего кизлярского, читай дагестанского, ножа в прошлом считалось в России большой удачей. Сейчас купить ножи Кизляр с орнаментом или без него можно, даже не выходя из дома, так как существуют интернет-ресурсы, занимающиеся продажей разного снаряжения, а наряду с ним и холодного оружия. Но хороший клинок, украшенный древним узором, ещё никого не оставил равнодушным.

У мастеров существовали несколько типов нанесения орнамента, которые имели чёткие различия, но могли сочетаться на одном клинке. Так, например, одна из композиций называлась «тутта», что означает в переводе «ветка», «дерево». Этот орнамент строился по вертикальной симметрии. Ось делила поверхность, предназначенную для украшения, на две равные части. И считалось, что такой орнамент может качественно выполнить только очень опытный мастер.

Тутта часто сочеталась с композицией под названием «мархарай», что означает «заросли». Здесь название говорит само за себя. В противоположность тутте мархарай не имеет никакой симметрии и может развиваться в любом направлении, заполняя собой всё пустое пространство, какой бы формы оно ни было. Существовали и несколько других орнаментальных техник, таких как «тамга», и появившиеся позже, в результате культурных и торговых связей с Россией, «москов-накыш» и «сита» или «сито». Последние имели и имеют явные русские мотивы в украшении дагестанских, а ныне кизлярских ножей.

Русским охотникам и другим промысловикам всегда по душе была сталь дагестанских, а сейчас и кизлярских ножей. Они сочетают в себе надёжность и эстетику, дух прошлого и эргономику современности, изящество и грозную силу. И однажды получив в спутники такой клинок, вы пройдёте с ним многие километры дорог вашей жизни и сможете передать его своим сыновьям почти таким же, каким он был в день вашей встречи.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:



Top