Фильм «Русский дом» с Шоном Коннери: В Россию с любовью


Шон Коннери. Фото: Ian Jacobs/Getty ImagesШон Коннери. Фото: Ian Jacobs/Getty ImagesВ фильме «Русский дом», поставленном по роману Джона Лё Карре, в главной роли снялся Шон Коннери. Недаром фильм напоминает одну из серий известной «бондиады». Здесь присутствуют и секретные агенты, и постоянные поездки по историческим городам Европы, и острые интриги. Но главное в фильме, конечно же, далеко не экшн. Основное — это образ удивительной красоты России, её трогательной и противоречивой души, показанной глазами американского режиссёра.

Сюжет

По сюжету фильма, один из героев, талантливый советский учёный Данте отдаёт своей подруге Кате Орловой секретную рукопись. От этих записей зависит судьба мира.

На международной книжной ярмарке Катя «аккуратно» передаёт документы в руки знакомого некоего издателя по имени Барли Блэр. Она надеется, что рукопись будет издана за рубежом.

Здесь следует рассказать о личности Барли. Блэр изначально далеко не правозащитник и борец за свободу. Он всего лишь саксофонист, обычный европейский издатель со своими многочисленными причудами.

Но вернёмся к фильму. Далее разведка перехватывает рукописи. Блэра вызывают на допрос. Он ничего не может понять, не может вразумительно объяснить, что к чему.

Однако всё же выясняется, что Барли знаком с учёным и писателем Данте. Познакомились они на даче в подмосковном Перепелкине, где состоялась встреча свободной интеллигенции.

В этой либеральной среде Барли, видимо пытаясь продемонстрировать своё красноречие, изливает свою душу. Он много говорит о России, о своей любви к России, о политике, о философии.

Данте вдруг верит ему. Возможно, он видит в неряшливом европейце Барли некий спасительный круг. Своего рода «луч света в тёмном царстве»!

Всё оказывается весьма банально. Барли забывает о Данте. Но не Данте о Барли.

Разведка предлагает Барли выполнить «гражданский долг перед обществом». Ему необходимо вступить в контакт с Данте, получить все необходимые сведения о нём и его изысканиях.

Незамедлительно его отправляют в Москву, где он сотрудничает с множеством секретных агентов. Ко всему прочему, Барли снабжается многочисленными подслушивающими устройствами.

Герои и образы

Хочется отметить противоречивость образа Барли. Это весьма творческий человек, любящий свободу, с остром заточенным языком, довольно неряшливый с виду. Недаром он говорит: «Я похож на огромную не застеленную кровать с сумкой на боку».

И он любит Россию…

Сразу заметно, он любит её культуру, её необычайную духовность, философию, искусство! Любит некую поэтическую возвышенность силуэтов городов, невероятных улиц, строений! Внутреннюю красоту каждого отдельно взятого жителя!

Барли однажды упоминает: «Я тоже люблю Вашу страну. И умеренно люблю свою».

На протяжении фильма раскрываются противоречивые образы России. Перед глазами проходят великолепные Храмы Москвы и Санкт-Петербурга, образ Красной Площади, Тверской. Зимний Дворец, Адмиралтейство.

Во всей своей невероятной красе раскрывается Восхитительная историческая архитектура, изящные мосты, богатые лепные образы на домах. Удивительные сады и парки Санкт-Петербурга, наполненные волшебной архитектурой прошлых лет.

В контраст к этим потрясающим духовным силуэтам идут монументальные образы рухнувшего в единочасье советского «третьего Рима». Это шокирующая своей невероятной монументальностью символика прошлых лет, здания знаменитых семи сестёр — семи высоток, устремлённых ввысь, серые строения в стиле конструктивизма.

Однако в стране наступила весна перестройки — время гласности, свободы и громких событий.

В фильме мы отчётливо видим Россию в сложное перестроечное время. Например, Катя предлагает пойти Барли, перед тем как посетить ресторан, сходить в ГУМ и купить дефицитные туфли. При этом она говорит: «Всюду коррупция и непрофессионализм. Выражать недовольства входит в права человека, гласность позволяет каждому открыто выражать недовольство — но туфлей от этого не прибавилось!»

Несмотря на порой пугающие и противоречивые сцены: в фильме показана потрясающая утончённость, возвышенность России и её жителей. Некий особенный колорит, целый глубокий мир, раскрываемый в каждом бесспорно удивительном персонаже.

Так, например, Катя Орлова, которая работает в министерстве. Всегда невесёлая, настороженная. В одной из сцен показано, как она стремительно хватает трубку и вымученным голосом кричит: «Алло!» Словно всё время, ожидает некоего спасительного звонка.

Одновременно видно — Катя интеллигентная, высоконравственная и очень умная девушка. Когда она улыбается, всё вокруг словно оживает, вспыхивает яркими красками. Но самое удивительное, что волшебство её красоты зачастую расцветает в условиях суровой постсоветской действительности, на фоне тесного коммунального жилья, где она ютится с двумя детьми и пожилым отцом, пережившим блокаду.

Это сладкое слово свобода…

В фильме поэтичные, спокойные морские пейзажи Лиссабона, спокойные образы Англии сменяются торжественными сценами России, величественных ярких сооружений, удивительных людей, сильных и громких жестов.

На многочисленных контрастах строится вся кинокартина. Барли купается в бескрайнем и противоречивом океане. Мы видим его: то в пугающем и монументальном здании гостиницы Украина, то в спокойном заповеднике Коломенское, на фоне старинной архитектуры и природного пейзажа, то с любопытством рассматривающего картины на стенах московского метро.

Он всегда независим и спокоен. Кажется, что он давно сделал свой выбор.

Весьма символично, что в начале фильма мы видим Барли в Переделкине. Здесь он приходит на могилу знаменитого писателя и поэта Бориса Леонидовича Пастернака. Это место, надо сказать, является в буквальном смысле местом паломничества для его почитателей.

Один из паломников вслух, с глубоким чувством читает бессмертные строки стихотворения «Единственные дни»:

На протяженьи многих зим Я помню дни солнцеворота, И каждый был неповторим,
И повторялся вновь без счёта.
Именно здесь зарождается дружба. Дружба весельчака Барли и учёного с трагической судьбой и именем автором «Божественной комедии» Данте.

И прямо на могиле Пастернака Данте читает своего другу строки поэта Печерина. А затем произносит глубокомысленные фразы:

«Автор понимал, что можно любить свою родину и ненавидеть её строй. Чтобы спасти свою родину, надо, возможно, её предать».

В заключении фильма Данте оказывается репрессирован. Он погибает, якобы, от «гепатита» в неизвестной больнице, в неизвестном городе, который имеет лишь номер.

Но одновременно между Барли и Катей вспыхивают яркие чувства. Она уезжает вместе со своей семьёй к нему в Лиссабон, где Барли уже заканчивает ремонт в своей квартире.

Он купил эту квартиру, потому что любил смотреть, как приходят корабли.

*****

А вы купили уже свою квартиру? Если ещё нет, то новостройки и жилые комплексы Подмосковья на http://www.kvartirazamkad.ru/ уже понемногу скидывают цены. Может быть, это ваш шанс.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • «Иван Царевич и Серый Волк 2»: там, на неведомых дорожках
  • Праздничное настроение из кинопроката: «Лгать, чтобы быть идеальной»
  • «Невероятная жизнь Уолтера Митти»: «Квинтэссенция жизни» или «Что готовит обложка Life?»
  • Праздничное настроение из кинопроката: «Отпуск по обмену»
  • «Много шума из ничего»: великие произведения не стареют


  • Top