Жертвы китайских исправительно-трудовых лагерей требуют компенсаций

Автор: 22.08.2017 Обновлено: 06.09.2021 14:39
Под сильным давлением со стороны других странах и общественности внутри самого Китая, коммунистическая партия объявила об упразднении системы «преобразование через труд», которая использовалась для преследования инакомыслящих с 50-х годов.
Бывшие узницы женского трудового лагеря Масанцзя 16 декабря поехали в Пекин. Они держат плакат с надписью «Масанцзя, верни мои права, я хочу справедливости». Фото: Human Rights Campaign in China
Бывшие узницы женского трудового лагеря Масанцзя 16 декабря поехали в Пекин. Они держат плакат с надписью «Масанцзя, верни мои права, я хочу справедливости». Фото: Human Rights Campaign in China

Бывшие жертвы решили использовать решение о закрытии лагерей, чтобы добиться выплат компенсаций. Несколько недель назад бывшие заключённые из женского трудового лагеря Масанцзя, одного из самых жестоких лагерей Китая, организовали кампанию по сбору подписей, требуя выплаты компенсаций за перенесённое насилие.

Дурная слава

Название Масанцзя стало известным во всём мире в 2012 г., когда женщина из Орегона обнаружила записку лагерного заключённого в коробке с игрушками для Хэллоуина. Потрясённая, она передала эту записку прессе.

«Если вы купите этот товар, — было написано по-английски с ошибками, — пожалуйста, передайте эту записку во Всемирную организацию по правам человека. Тысячи людей, которые страдают от репрессий китайской компартии, будут вам вечно благодарны».

Далее в записке говорилось: «Люди работают здесь по 15 часов каждый день без выходных. В противном случае нас оскорбляют, избивают и подвергают пыткам».

К тому моменту, как эта информация всколыхнула мир, насилие в Масанцзя продолжалось более десятилетия. Большая часть заключённых там — это последователи Фалуньгун, духовной практики, преследуемой китайским коммунистическим режимом. Многие жестокие пытки изначально опробывались на практикующих Фалуньгун, а уже затем распространялись в другие лагеря, где применялись на остальных заключённых».

В последние месяцы просочилась информация, что лагерь Масанцзя был закрыт. Репортёр CNN, посетивший этот лагерь в октябре прошлого года, сказал, что он сейчас «пустой», там нет ни заключённых, ни охранников. Сайт последователей Фалуньгун «Минхуэй» также сообщил о предстоящем закрытии лагеря в августе прошлого года.

Компенсации

Некоторые жертвы уже выступили вперёд и пытаются бороться за компенсации.

Организация Chinese Human Rights Defenders сообщила о случае с Чжу Гуйцин, которая 30 декабря поехала в Пекин для апелляции. Она была задержана, обыскана и отправлена обратно в г. Фушин провинции Ляонин.

Группа пострадавших из провинции Ляонин, где расположен Масанцзя, в середине декабря ездила в Пекин для подачи жалоб.

Хао Вэй рассказала в интервью телевидению NTD: «Изначально мы планировали обратиться в суд, а не подавать петицию, но суд не принял нашего заявления».

Хао объединилась с другими тремя жертвами, и они поместили своё требование о выплате компенсации в Интернете.

Они поставили под сомнения причины своего ареста и сказали, что условия содержания в лагерях противоречат даже официальным законам об обращении с заключёнными исправительно-трудовых лагерей.

«Согласно нормативам у заключённых должно быть три часа в день для учёбы, но у нас их не было. Мы работали сверх нормы каждый день. Согласно официальным документам мы должны работать шесть часов в день, но нас заставляли работать по девять часов. Другая проблема — это широко распространённое физическое насилие», — рассказал Хао Вэй телевидению NTD.

Китайские власти отреагировали, отправив бывших узников лагерей в «лабиринт бюрократической системы».

«Мы были в нескольких органах юстиции, чтобы подать заявление, но они сказали, что официально не признают сообщения СМИ о лагере Масанцзя, — говорит Хао. — Они сказали, что этот вопрос находится в сфере ответственности властей провинции Ляонин». В свою очередь, орган юстиции при местном правительстве непосредственно руководит трудовым лагерем.

Адвокат Цзян Тянъион в течение четырёх лет работает над делами жертв системы общественной безопасности, созданной компартией. Он считает, что политика компартии по «поддержанию стабильности» оправдывает использование трудовых лагерей, которые являются частью государственной машины.

«Местные власти всегда следуют приказам комитета по вопросам политики и права при центральном правительстве», — говорит он.

Усилия по привлечению внимания к страданиям жертв и попытки получить компенсации всё-таки имеют определённый смысл, — полагает Рене Ся, международный директор неправительственной организации Chinese Human Rights Defenders.

«Хорошо, что они пытаются добиться своего и используют различные способы, чтобы обратить на эту проблему внимание и вызвать реакцию у властей», — говорит она.

Она рассказала о случае, когда полицейский сказал апеллянту о компенсациях: «Даже не думайте об этом, у нас есть приказ сверху не выплачивать жертвам никаких компенсаций».

Ся говорит: «На самом деле неизвестно, существует ли такой приказ или нет. Но люди должны продолжать бороться за свои права».

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА