Плюсы и минусы формы для школьников


Фото: MIKHAIL KLIMENTYEV/AFP/Getty Images Фото: MIKHAIL KLIMENTYEV/AFP/Getty Images Во все времена внешний вид человека выступает как определённый показатель принадлежности этого человека к какой-либо группе социума. Ведь именно одежда визуально указывает на профессию. Допустим, у врача — это белый халат, у рабочего — спецовка. Никто из людей не сомневается в необходимости ношения спецодежды.Но вот в важном вопросе о том, нужна ли «специальная форма» для учеников, чёткий ответ отсутствует. Учителя не придерживаются чёткой позиции, многие родители относятся к школьной форме нейтрально, а мнение детей и вовсе переменчиво. Чаще всего важным фактором является то, как будет смотреться эта одежда для детей.Те, кто выступает против введения школьной формы, утверждают, что специальная одежда — помеха для проявления своей индивидуальности. Вот некоторые утверждения противников формы: «Это анахронизм. Форма была в советских школах, а сегодня неактуальна, потому что не нужно всех уравнивать», «Форма в школах — это наказание для многих детей! Ведь она идёт немногим счастливчикам. Разве это справедливо, когда кто-то себя некомфортно чувствует?», «Форма является довольно затратной вещью из-за быстрого роста детей. При этом непонятно, есть ли смысл её носить. Демонстрировать свою уникальность нужно и через одежду».

Самовыражение в одежде — вещь хорошая. Но в этом деле самое главное — чувствовать меру. Например, наболевшей проблемой многих общеобразовательных школ является внешний вид подростковых неформальных групп, а именно их своеобразная одежда и специальная атрибутика. Молодые люди активно пользуются правом выбора своей одежды и демонстрируют то, к какой группе они принадлежат. Порой, эта демонстрация доходит до абсурда. Нередко встречаются педагоги, которые принимают такое самовыражение за неуважительное отношение к их профессии: «Почему я не хожу в театр в неглиже? Почему ученик может позволить себе прийти на урок в цепях и с нерасчёсанными волосами?» В какой-то степени такие выводы являются правильными. Эксцентричный внешний вид более протест, чем самовыражение.

Является фактом, что пережитком прошлых лет учебную форму называют те, кто рос в советское время и страдал от небольшого выбора одежды. Но у школьной формы есть и достаточное количество функций социальной и психологической направленности. Многие забывают, что в дореволюционные времена гимназическая форма была необходимым атрибутом ученика. Её носили не только в стенах учебного заведения, но и за его пределами. Форма выступала в качестве знака важности, культурности, благонравия. Школьная форма советского типа родилась в конце 40-х гг. XX века. Она пользовалась не меньшим успехом у учеников. В то время слова «равенство» и «братство» были синонимами. Это неудивительно. Ведь люди только что пережили войну, и чувство дружбы было им так необходимо.

Оппозиционеры противников формы для учеников утверждают, что в школе самое главное — учебный процесс. Если дети перестанут отвлекаться на внешний вид, то в центре встанут успехи в учёбе. Вот что говорят родители, ратующие за введение школьной формы: «Это хорошо, что есть школьная форма. Моя дочурка не затрачивает своё время на выбор наряда перед тем, как идти на учёбу», «Я считаю, что форма помогает сосредотачиваться на учёбе», «Перед учителем становятся все равны».

Ошибочно полагать, что задача школьной формы — сгладить материальное неравенство детей. Если следовать такой идеи, то стоит запретить и ручки, и телефоны, и украшения. И кроме этого, ученики ведь разговаривают друг с другом и знают, чьи семьи менее обеспеченные. Первостепенно адекватное отношение ребят к таким различиям. Нужно научить их не завидовать, не хвастаться. Но это уже задача педагогов.

Утверждение, что форма организовывает детей, конечно, справедливо. Но стоит прибавить и некоторые оговорки. Введение одной лишь школьной формы на дисциплину никак не повлияет. А когда форма выступает в комплексной системе работы с ребятами — это уже довольно действенный способ настроить учеников на учебный процесс.

Особой пользой обладает школьная форма для учащихся начальных классов. Для ребёнка школа — особенное место, к которому необходимо специальное отношение, специальное поведение и специальная одежда. Это подводит не только к внешнему, но и к внутреннему пониманию ребёнком того, что он — ученик. Естественно, что форма в этом возрасте детям нравится. Ведь это один из показателей взрослой школьной жизни.Есть школы, в которых форма учеников различается в зависимости от принадлежности к тому или иному классу. Это направлено на сплочение детей.Таким образом, форма владеет символической функцией, а не только формальной или деловой. Тогда встаёт вопрос: «Почему бы не вернуться к форме как к символу стабильности, которой так сегодня не хватает?»

Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Непрошедшее прошлое. Реконструкция блокады
  • Образование в Израиле: особенности и перспективы
  • Как влияет ювелирная отрасль на окружающую среду
  • Топонимический Гулаг. Время не ждёт
  • Пять вещей, которые не купишь за деньги


  • Top