Художник Марк Смирнов: Когда у меня на плече этюдник, я абсолютно свободен!


Пейзаж Марка Смирнова. Фото представлено Марком Смирновым Пейзаж Марка Смирнова. Фото представлено Марком Смирновым Художник Марк Смирнов — член Международного художественного фонда, участник многочисленных выставок Московского отделения МХФ. В 2012 награждён золотым знаком Международного фонда «Культурное достояние». Работы Марка Смирнова находятся в известных коллекциях в России и за рубежом.

Если бы не было такой профессии, как художник, я стал бы путешественником

– Марк, когда у Вас появилась потребность писать картины, творить?

М. С.: Я рос обычным ребёнком, играл, как все мои сверстники, в футбол. Проводил своё время во дворе, наверное, лет эдак до 17. Позже я поступил в университет, но проучился только один год, а со второго курса сбежал.

Отправился в Пензу и поступил в Художественное училище. У меня появилась потребность работать по-своему, не под диктовку. А художественное училище предоставляет такую возможность, по сути, там самая демократичная программа. Мне это подходило. Если бы не было такой профессии, как художник, я стал бы путешественником. – Именно поэтому на Ваших картинах изображены разные страны?

М. С.: Это свойственно моему кочевому духу. Когда у меня на плече этюдник, я могу быть абсолютно свободным. Я фактически работаю не в мастерской, а создаю себе площадку в любом уголке мира.

В поездке, когда я иду по улице и любуюсь местными достопримечательностями, я ещё не знаю, что напишу сегодня, городской пейзаж или портрет. Но знаю, что у меня три холста, и, как минимум, два из них станут удачными. Бывает, что я возвращаюсь в гостиницу, беру ещё три холста, и у меня выходит по 6-7 этюдов в день. А бывает, и одного не напишу. Взгляд художника позволяет видеть изюминку в городе, стране, ощутить настроение и почувствовать атмосферу, которая витает в воздухе.

Пейзаж Марка Смирнова. Фото представлено Марком Смирновым Пейзаж Марка Смирнова. Фото представлено Марком Смирновым

– Например, что Вы видели?

М. С.: Как-то раз мне довелось три недели проработать в Италии, во Флоренции. Город мне очень понравился. Там сохранились улицы, по которым ходил сам Микеланджело, и это вдохновляет творческого человека.

Я увидел странные вещи — велосипеды, припаркованные к античным статуям, и эти смешные головные уборы полицейских, похожие на кривые вазы.

Мне нравится смотреть на разных людей, которые заняты одним и тем же делом. Бывает, небольшая группа, 2-3 человека. Они ходят, что-то изучают, осматривают. А бывает — нахлынет лавина человек в 200, и эта суетливая толпа как бы становится какой-то непонятной субстанцией…

И когда поработаешь, положишь кисть, сядешь отдохнуть, вдруг видишь невероятное сочетание: исторические постройки и одновременно новую цивилизацию, сонмы жующих и снующих туда сюда туристов — невероятное совмещение не совмещаемого. Понимаешь разницу между новой цивилизацией, во многом основанной на потреблении, и удивительным миром прошлых творений. – Где Вы родились, Марк?

М. С.: Родился я в городе Пензе, вырос в Москве. Но учиться поехал опять-таки в Пензу.

– Повлиял ли родной город на Ваше творческое вдохновение? Расскажите о нём.

М. С.: Мои предки частично из Пензы. В этом городе всегда были старинные замечательные улицы. Но в 70-е годы многое было снесено и разрушено.

В 11 лет я побывал в Иерусалиме. Тогда, конечно, я ещё не занимался живописью. Но поездка дала мне возможность увидеть атмосферу другой цивилизации. И я увидел контраст между Востоком и Западом. В тот момент я подумал, что хорошо было бы найти профессию, которая позволила бы ездить в различные страны, увидеть другие цивилизации. Например, как известный телеведущий программы «В мире животных» Николай Дроздов.

Сейчас многие очень любят путешествовать, исследовать другие уголки мира.

Я скажу, чем турист отличается от путешественника. Турист приезжает, делает фотоснимки, потом выкладывает их в социальных сетях. А путешественник приезжает, оставляет какие-то путевые заметки, этюды, и на базе этого рождается новое искусство. Например, Европа глазами русского человека, или Азия глазами русского человека. И это очень ценно.

Труд художника именно тем и ценен, что мы, как сквозь призму, смотрим на другие миры, другие типы людей. Мы видим красоту в этом различии. Пейзаж Марка Смирнова. Фото представлено Марком Смирновым Пейзаж Марка Смирнова. Фото представлено Марком Смирновым

– Вы упомянули Иерусалим. Что Вам больше всего там понравилось?

М. С.: Сами люди. Там очень духовная атмосфера. Там все люди духовные, верующие. В России люди живут экономикой, бизнесом. А в Израиле, в Иерусалиме, очень много религиозных конфессий. Людей очень много, видна природа каждого народа. Иерусалим — это духовный центр мира.

Человек понимает, зачем он здесь живёт. Человек понимает, что в этом мире он ненадолго, это лишь экзамен, который следует достойно пройти. Человек готовится к жизни Вечной.

Столица питает талантливых людей

– Вам нравится архитектура Москвы?

М. С.: Москва — крупнейший европейский город, фактически центр Евразии. На меня повлияла, в первую очередь, культурная среда Москвы. Это различные потрясающие музеи, выставки. Доступность искусства. Я могу прийти в музей, увидеть великие произведения, могу поговорить об искусстве с умными людьми. Это большой плюс. – Какие музеи Вам больше всего нравятся в Москве?

М. С.: Пушкинский музей. Обычно люди не задерживаются на первом этаже, где представлены авторы ряда работ. А мне туда хочется прийти и надолго остаться. Кажется, что ты общаешься с авторами шедевров чуть ли не лично. Я вижу перед собой великих мастеров. Я вижу Давида, творение Микеланджело. Я вижу человека с большой буквы, грандиозного автора, который способен сотворить бесконечно много.

Одновременно хочется вспомнить об Иване Владимировиче Цветаеве, первом руководителе этого замечательного музея. Хочется вспомнить его невероятно бережное и уважительное отношение к искусству. Это очень большой учитель. О его дочери можно много вспоминать. А ведь именно он окружил её атмосферой, способствующей творчеству, дабы она смогла стать великой!

– Как Вы думаете, чем важна столица?

М. С.: Чем важна столица? Она питает талантливых людей. Люди приезжают из провинции и очень многое получают. Например, художник Илья Ефимович Репин. Он родился в городе Чугуев. Тем не менее, есть петербургская академия имени Ильи Репина. Мы видим, Репин — не чугуевец, он петербуржец! Репин достоин этого города! Он смог стать его гражданином. Все мы, живущие здесь, должны задуматься, приносим ли мы пользу своему родному городу! Для многих, к сожалению, сейчас основное — это ухватить, а не принести пользу.

Культура других народов мне понятна, но родная мне ближе

– Почему Вы любите изображать именно исторические здания?

М. С.: Камень лучше всего передаёт историю! Камень — это Душа! Архитектура наиболее полно отражает картину ушедших лет. По камню можно судить, когда был сооружён тот или иной исторический объект, как это было выполнено, в каком году, каким мастером. Глядя на фасады зданий, можно войти в атмосферу прошлых времён. Таким образом, исторические узенькие улочки, площади, потрясающие Храмы ведут прямиком в далёкие века.

Ведь достоинство европейской цивилизации в том, что она не меняет, не разрушает культурно-историческое наследие. Она бережёт атмосферу, которая существовала когда-то очень давно.

В исторических зданиях даже любой изъян по-своему прекрасен. В этом их колорит, глубина, волнующая история. Восстановить цивилизацию сложно, поэтому надо стараться её сохранить. Если ничего не сохранилось, сотворить новое не удастся. – Кто привил Вам такую любовь к историческим местам?

М. С.: Мой отец — художник, я часто помогал ему, выполняя не трудные задачи. Тем не менее, в живописи мне часто приходилось навёрстывать — мои сверстники были гораздо более подкованными, чем я. Отец во многом помог мне в творчестве. Он всегда говорил мне: «Ты должен любить своё дело, быть неравнодушным, и ты сможешь сделать что-то хорошее».

Я очень люблю рисовать внутри Храмов, в юности я хотел стать священником. Я часто ходил в храмы, ведь я родился в России. Думаю, для того, чтобы быть интернациональным художником, нужно, прежде всего, быть национальным художником.

Почему, например, Ци Байши интернационален? Прежде всего, он национальный художник, он китайский художник. Благодаря своей искренности, он становится понятным каждому.

Культура отражает духовность народа. Культура других народов мне понятна, но родная мне ближе. Да, я могу изображать на картинах другие страны, но опять-таки глазами русского человека.

– Любите ли Вы писать в деревне, на природе?

М. С.: Да, у меня, получается выехать в деревню, на природу. Я приезжаю в собственный огород, возделываю его, вдохновляясь этим, и потом пишу. Например, с отцом недавно нашли родники, и в итоге выкопали целую речку. Это целый мир, который позволяет нам гармонировать с природой.

Чём ещё важна история. Наши предки хорошо понимали окружающую среду. Они воссоздавали природу в камне, в дереве, и она органично перекликалась с естественным природным ландшафтом. Они творчески подходили к действительности, которую дал им Всевышний. Например, в Черногории я вижу, насколько приближенно к природе создавали свои творения замечательные мастера. Архитектура должна буквально витать в воздухе. – А как Вы познакомились с будущей супругой? Расскажите, пожалуйста, она помогает Вам в творчестве?

М. С.: Отец хотел, чтобы я поехал в Европу. Для жизни в Европе мне необходимо было образование в Италии. Я съездил в один университет, посмотрел картины. Понял, что вполне смогу нарисовать. А представить было необходимо пять портретов.

Мне помогла сестра, пригласила пять девушек, и я начал их писать. Одна из них была моя будущая супруга. Нарисовал вначале я очень быстро, подарил ей свой рисунок. Затем попросил прийти второй раз. В общем, ни в какую Флоренцию я не поехал. Но зато женился. У нас сейчас маленький ребёнок.

Так и получается, 3 месяца в Италии, 3 месяца в Москве…

– Какие у Вас есть увлечения помимо живописи?

М. С.: Люблю спорт, в частности лёгкую атлетику. Например, марафонские дистанции. В Италии у нас есть группа энтузиастов, люди бегают по утрам. Мне даже предлагали от своего города выступать в Риме на марафоне. За всю жизнь марафонов 15 точно пробежал! А полумарафонов — не сосчитать! Спорт, я считаю, также является значительным этапом духовного развития человека!

Художник отвечает за зрителя, как мать за своего ребёнка

– Марк, а где Вы выставлялись?

М. С.: Осенью была выставка в Госдуме, перед этим в Воронеже, в Доме Правительства. Также проходила выставка в ЦДХ. Фактически, где предлагают, там и выставляюсь. Кстати, я очень благодарен зрителям за поддержку.

– Что Вам ещё нравится из произведений и жанров искусства?

М. С.: Многие вещи. Искренние работы, излучающие внутреннее тепло! Можно простить погрешности в рисунке, в колорите. Ценность именно в том, что это заражает добротой других людей!

Художник, отвечает за зрителя, как мать за своего ребёнка. Одна, собирая его в школу, приготовит ему завтрак со всей любовью и теплотой, а другая отнесётся к этому, как к рутине. И в том, и в другом случае ребёнок почувствует отношение, оно передастся ему, и отразится на его будущем.

Важно, чтобы в нашем обществе было много талантливых людей. Для этого необходимо найти ту работу, которую мы шли бы выполнять с радостью. Пусть даже ты дворник, но если будешь выполнять свою работу с любовью, атмосфера в городе изменится!

– Большое спасибо, Марк! Какие у Вас будут пожелания для наших читателей?

М. С.: А я уже всё пожелал! Будьте талантливы и не забывайте, что жизнь конечна, и это не страшно! Жизнь наша нам дана не просто так.

– Спасибо!


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Приставы пригрозили Ходорковскому жёсткими мерами за невыплату долга
  • Из-за снегопадов в Ростовской области введён режим ЧС
  • Заграничный отдых подорожает
  • Установили личности смертников, устроивших взрывы в Волгограде
  • Как Москва переживает морозы


  • Top