Чэн Хао — основоположник неоконфуцианской школы в династии Сун

Чэн Хао — основоположник неоконфуцианской школы в династии Сун. Иллюстрация: Blue Hsiao/Великая Эпоха (The Epoch Times)

Чэн Хао — основоположник неоконфуцианской школы в династии Сун. Иллюстрация: Blue Hsiao/Великая Эпоха 

Чэн Хао (1032—1085 гг.) был философом-неоконфуцианцем в династии Сун. Однако его достижения не ограничивались только теоретическими рассуждениями, самое ценное было в том, что он учил людей добродетели, достойному поведению, прививал им тягу к знаниям. Его принципами были: следование универсальному закону, любовь ко всем живым существам и соблюдение нравственных норм. Он отмечал, что цель образования состоит в том, чтобы люди могли совершенствовать себя и достичь добродетельности святых.

В возрасте 24 лет Чэн Хао сдал императорский экзамен на государственную службу и в дальнейшем служил чиновником в нескольких разных местах. Он относился к простым людям, как к членам своей семьи и уделял большое значение образованию. Его выражение «Страдания народа — мои страдания» являлось ярким примером его заботы о людях. Чэн заслужил всеобщее уважение и любовь народа.

Однажды, когда Чэн был судьёй, была арестована некая преступная группа, которая вымогала деньги у владельцев лодок вдоль берегов реки. Когда они отказывались платить, банда грабила и поджигала их лодки. Чэн Хао провёл служебное расследование и выяснил, что члены этой банды, перед тем как заняться разбоем, были лишены средств к существованию. Поэтому Чэн помиловал их и нашёл им работу по буксированию лодок.

В другой раз Чэнь Хао помиловал одного преступника после того как тот раскаялся и поклялся больше никогда не воровать. Однако позже он опять совершил преступление и был пойман на месте. Преступник так расстроился из-за того, что не смог сдержать своего обещания, что покончил с собой, прежде чем его доставили в суд.

С целью повышения уровня образования Чэн Хао открыл школы во всех деревнях своего округа и в свободное от службы время приходил туда, чтобы обучать детей. Во время его правления на всех вверенных ему территориях прекратились грабежи и драки, а количество образованных людей значительно увеличилось. Люди стали более вежливы и уважали друг друга.

Однажды, когда река размыла берега и грозила затопить рисовые поля, Чэн Хао немедленно стал собирать людей для строительства плотины. В то время без одобрения вышестоящих чиновников это рассматривалось как подготовка к восстанию и могло привести к суровому судебному наказанию. Когда его помощник сказал ему, чем он рискует, Чэн ответил: «Мы не можем медлить и ожидать одобрения сверху. Я должен, прежде всего, проявлять заботу о людях». На следующий год местные жители собрали небывалый урожай. Позже, когда Чэн Хао получил новое назначение и отправился в другую область, местные жители с большим уважением провожали его и шли за ним всю дорогу до самой границы.

Во время продвижения спорных реформ «Новые законы» Чэн был отстранён от занимаемой должности из-за его несогласия с некоторыми из них. Он вернулся в свой родной город и сосредоточился на изучении философии и повышения уровня образования. Его философия была основана на понятии «Ли», что означает универсальный закон, истину, которая рождается во всём, что имело некоторое сходство с буддизмом и даосизмом. К сожалению, сохранилось очень мало его рукописей.

Будучи высоконравственным человеком, Чэн читал лекции о соблюдении морали, подавая личный пример. В то время в школу пришёл ученик, чтобы учиться у Чэн Хао в течение трёх месяцев. Позже, когда ученик вернулся в родной город и его спросили, как всё прошло, он сказал, что Чэн Хао относится к людям с добротой и отзывчивостью и учит их с терпением и милосердием. «Будучи его учениками, мы получили огромную пользу, это было похоже на купание в тёплом весеннем ветерке», — добавил он.

Чэн Хао полагал, что для того, чтобы постичь истину, нужно иметь ясное сознание и способность к глубокому самоанализу. Он всегда сохранял спокойное состояние и не зависел от материальных благ. Всю свою жизнь он совершенствовал себя и был образцом для подражания, проявляя честность и воздержание и относясь с любовью ко всем живым существам. Он и его брат Чэн И считаются основателями неоконфуцианства в династии Сун.

«« Предыдущая         Следующая »»

Перейти на главную страницу: Исторические личности Китая


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Прокоммунистическая молодёжная ассоциация опять проиграла в суде Гонконга
  • В Тайване открылся уникальный парк фонарей
  • Китайская интеллигенция осудила жестокость властей
  • Ухудшение экологии угрожает социальной стабильности в Китае
  • Дефицит воды в Пекине увеличивается


  • Top