Верховья Енисея. Своенравный Каа-Хем

The Epoch Times29.06.2014 Обновлено: 06.09.2021 14:23
Малый Енисей — самая живописная река Сибири, нет ей равных по красоте и необычности природы Саян и Алтая. Сплав по Малому Енисею опасен, поэтому пройти его под силу только людям опытным с серьёзной спортивной подготовкой, и обязательно с проводником.
Каа-Хем. Сплав на катамаране. Фото: Леонид Красов
Каа-Хем. Сплав на катамаране. Фото: Леонид Красов
Малый Енисей называется Кызыл-Хемом до левого притока Балыгтыг-Хем, а дальше он называется Каа-Хемом. Принято считать, что река Енисей начинается в месте слияния Большого Енисея (Бий-Хема) и Малого Енисея. Это место обозначено как географический центр Азии, здесь основан город Кызыл, столица республики Тува.Редко кто выбирает Каа-Хем для сплава, это река суровая и труднодоступная. Если начинать сплав с Кызыл-Хема, то в посёлок Уш-Бельдыр можно попасть только по воздуху.

Вот что говорят бывалые проводники по поводу сплава по этой своенравной реке: «Надо, чтобы порог не страшил, а вызывал азарт с хладнокровным пониманием его характера. Никогда не говорите любому порогу: „А, ерунда, пройдём!“ Вода не любит наглых, она слышит и чувствует. Всегда надо знать меру.

Для Кызыл-Хема надо иметь многократный запас прочности. Эта река обладает большим объёмом воды. Чем больше объём реки, тем опасней пороги».

Во время дождевых паводков взбухшая вода может ворочать огромные валуны. Каа-Хем погубил много отчаянных молодых жизней.

Природа здесь величава, чиста и торжественно сурова. Фото: Леонид Красов
Природа здесь величава, чиста и торжественно сурова. Фото: Леонид КрасовНо река есть река, и в ней случаются протяжённые солнечные плёсы и мелководные перекаты. Таков Каа-Хем — и строг, и ласков.Природа в бассейне сибирской реки величава, чиста и торжественно сурова. В ней скрыто нечто таинственное, загадочное, притягивающее пытливый ум и крепкие мышцы. Густые таёжные леса порой так близко подступают к руслу, что могучие ели вот-вот сомкнут свои лапы над водой, и река окажется в тоннеле. За изгибом реки вдруг открывается горная гряда в сизой дымке, или зелёные луга неожиданно предстают уставшему взору.Горные пейзажи чередуются со степными, заросшие лесом склоны сменяются облысевшими холмами-пастбищами. Места довольно дикие, мало кто стремится попасть сюда. Случайных людей здесь не бывает. Если кто забирается в таёжные дебри, то это личности сильные, ищущие.
Места дикие, случайных людей здесь не бывает. Фото: Леонид Красов
Места дикие, случайных людей здесь не бывает. Фото: Леонид КрасовТуристов-водников привлекает здешняя нетронутость природы и безлюдье. Когда понимаешь, что в ближайших 50 км нет ни души, ко всему относишься иначе. Всё здесь естественно, нет следов человека, словно Бог только-только создал землю. Спокойствие и тишина. Лишь вода вносит движение — где шумит, где клокочет, где журчит тихим ручьём, словно кот мурлычет.По утрам в здешних краях стоит плотный белёсый туман. Каньоны, ущелья, многочисленные притоки, заболоченность почвы способствуют образованию большого количества влаги. В предрассветный час она остывает, становится особенно колючей. Поэтому чтобы выйти из тёплой палатки в промозглую сырость, нужна решительность. Разжигать костёр, идти к реке за водой для приготовления чая — тяжкий удел дежурных. Но как говорится, взялся за гуж…
 Спокойствие и тишина, только вода журчит. Фото: Леонид Красов
Спокойствие и тишина, только вода журчит. Фото: Леонид КрасовКедрово-лиственная тайга изобилует грибами и ягодами, река — рыбой. Так что, были бы хлеб да соль, а земля здешняя с голоду умереть не даст. Густые малинники, кусты смородины красной и чёрной, крыжовник, жимолость, земляничные поляны — всё под солнцем зреет и наливается соком.Грибы здесь искать не надо — сами просятся в лукошко. Полчаса не прошло, а ведро уже с верхом. В реке водится окунь, хариус, щука, таймень, сиг. Будет улов, а уху сварить — дело времени.
Ниже по течению, в посёлках старообрядцев можно запастись овощами, хлебом и молоком.В тех краях царит благолепие. Пожалуй, это устаревшее слово больше всего подходит к верховьям Енисея, где лет триста назад поселились русские староверы, изгнанные государевой и церковной властью. Они ведут патриархальное хозяйство, хранят обычаи и высокие нравственные устои предков. Сказывается удалённость от цивилизации. Почитается труд и терпение, уважение к земле, к традициям, к старшим.Коренные тувинцы обитают дальше по течению Каа-Хема, ниже посёлка Эржей, где есть и русские, а ещё ниже — чисто тувинские поселения. Если время позволяет, можно остановиться в любом селении, чтобы поближе познакомиться с культурой народа, укладом жизни, историей.

Стоит ли ехать за тридевять земель, когда есть реки поближе к дому? Путь каждый выбирает сам. Но… Кто не рискует, тот не выигрывает.

____________________________________________

Кедр растёт здесь в изобилии. Купить кедровую бочку или деревянную купель из кедра – может любой желающий. Компания «Родник» заготавливает материал на месте. Ведь такой материал как кедр на вес золота и может служить очень долго. Японские бани фурако и офуро как раз делаются из кедра. Он также будет великолепен и для инфракрасных саун.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА