Говорящая живопись



Всматриваясь в аккуратные и неспешные, быстрые и как будто колкие мазки кистей художника, не каждый видит то, что изображено на картине. И не то, что пытался донести художник. Стоя под искусственным освещением в выставочном зале, не все думают о том, что же действительно изображено на картине.

Многие раздумывают над тем, как она создавалась, что художник чувствовал, и что, вообще, за человек был этот художник. Обучался ли он рисованию или же был самоучкой? Что ел по утрам? Что давало ему пищу для таких картин? В какой период жизни они были написаны? Был ли художник влюблён или отвергнут?

И, в конце концов, в голове складывается образ картины — не сочетание цветов на полотне, а живое представление. Возможно, некоторые даже видят, что бы произошло на картине, если бы сейчас в зале потух свет, а неровным мазкам или густой гуаши дали возможность на несколько минут ожить, продолжить делать то, что они делали до этого… если бы дамы в кринолинах, машущие веерами, застывшие в туго стянутой корсетом позе, молодые люди, снимающие цилиндры, здороваясь со знакомым, мамы, спешащие к своим детям, ожили бы на минуту, что бы они почувствовали?

Такие мысли заставляют человека простаивать у картины не один час, но не просто стоять и пялиться, а понять тот мир, который был заключён в наложенные друг на друга краски и закованные в позолоченную раму.

Такие восприятия формируют образ. Картина своеобразно отпечатывается в человеческой памяти, с ней уже связано некоторое время, проведённое в выставочном зале, но также и нечто большее.

Стремясь уловить замысел художника, можно понять многое, и даже больше, чем тот хотел изложить. Иногда художники, рисуя что-либо, даже не понимают, что они рисуют — просто выплёскивают на полотно то, что у них накопилось за несколько дней, недель, лет или десятилетий. Позже, наконец, отойдя от полотна, они могут понять, что создали шедевр или просто красивую картину — это уже неважно. Если художник вложил душу в картину — она уже загадка, а значит, будет привлекать внимание тех, у кого есть желание, и кто способен её понять и разгадать.

Все помнят сюжет произведения Уайлда «Портрет Дориана Грея», повествующий о картине Дориана, написанным художником. Вложенная в картину часть души была настолько сильна, что портрет стал своеобразным проклятием Дориана: сам он старел годами, но внешность его не менялась ни капли, а вот на портрете отображались все изменения. В конце концов, решив избавиться от портрета, Дориан пытался разрезать его ножом, но как только лезвие коснулось полотна, сам Дориан был ранен. Так он и умер. На портрете же в этот момент отобразился молодой красивый человек, каким и был Дориан в момент рисования портрета.

Так происходит и с реальными художниками. Иногда на создание какой-либо картины уходят не просто дни или недели, а целые годы. Художник привыкает к своему полотну, огромная куча впечатлений и воспоминаний начинает ассоциироваться с ним, и кажется, что расстаться с ним будет сложнее, чем дорисовать.

Вот это всё может увидеть и почувствовать человек, остановившейся около той или иной картины. В голове его может зазвучать музыка, могут всплыть другие картины. Так или иначе — появится ассоциативный ряд, забродят мысли, чувства, а в этом-то и кроется истинная цель любого искусства, в том числе, и живописи — заставить человека думать о том, откуда он и зачем пришёл — вопрос, который десятки столетий волнует людей в двадцать первом веке так же, как волновал в античные времена.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Для любителей чтения — лучшие книги столетия
  • В Голландии открылась ярмарка искусств TEFAF
  • Большой театр готовится к премьере балета «Дама с камелиями»
  • Погуляем на крыше и под крышей на Лиговке
  • Томские танцоры намерены попасть в Книгу рекордов Гиннеса


  • Top