18 февраля – день транспортной милиции. История создания транспортной милиции в России

Впервые правовой статус прообраза современных органов внутренних дел на  транспорте был установлен 20 ноября 1809 года Высочайшим Манифестом «Об управлении водяными и сухопутными сообщениями». Создано новое учреждение, в штат которого «…для полицейского надзора как по водным, так и по сухопутным сообщениям» включалась полицейская команда.

Начало железнодорожному транспорту положил Указ императора Николая 1 от 15 апреля  1836 года «О строительстве железной дороги Петербург – Царское село» и к середине 19 века началось бурное сооружение железных дорог, связанное с привлечением  значительного людского резерва, как для строительства, так и для эксплуатации. Тяжелые условия работы и жизненные трудности обострили криминальную активность рабочих. На станциях, в пути следования поездов, в полосах отвода совершались  преступления против личности, кражи, а также имели место  хищения денежных и иных средств, выделяемых государством на строительство железных дорог.

Возникла проблема обеспечения общественного порядка, защиты интересов организаторов производства и рабочих, а затем и общественной безопасности  при эксплуатации железных дорог. Императором Николаем 1 было принято решение о привлечении специального Корпуса жандармов к обеспечению порядка на железных дорогах. С учетом того, что линейный характер строительства не позволял привлекать местную полицию к обеспечению правопорядка, был введен особый полицейский надзор в виде жандармских команд и эскадронов, подчинявшихся Министерству путей сообщения.

По сути дела, в те времена железнодорожная полиция являлась ведомственным силовым органом МПС и находилась в служебной и денежной зависимости от местного железнодорожного начальства, что, в свою очередь, являлось препятствием в отстаивании  интересов государства. Зачастую, виновные в совершении хищений и денежных средств являлись руководители строительства и служащие железной дороги.

И тогда шеф жандармов генерал-адъютант граф Шувалов обратился лично к императору с рапортом об изменении правового статуса жандармской железнодорожной полиции. 16 марта 1867 года Высочайшим повелением были утверждены структура и штаты жандармских полицейских управлений железных дорог и был  создан  жандармский институт обеспечения правопорядка на железнодорожном транспорте.

Однако, значительно ранее, Сенатским указом от 11 августа 1732 года,  полиции было поручено выполнять обязанности по борьбе с наводнениями и наблюдением за содержанием мостов в надлежащей исправности.

Впервые правовой статус прообраза современных органов внутренних дел на  транспорте был установлен 20 ноября 1809 года Высочайшим Манифестом «Об управлении водяными и сухопутными сообщениями». Создано новое учреждение, в штат которого «…для полицейского надзора как по водным, так и по сухопутным сообщениям» включалась полицейская команда.

По мере строительства и развития торговли, в  Санкт-Петербурге возникла необходимость в создании особого специального полицейского органа «для наблюдения за столичными водами».  На рассмотрение в министерства был направлен проект с предложениями по устройству речной полиции и 27 июня 1867 года он был утвержден царем. Эта дата может считаться датой образования речной полиции.

После Октябрьского переворота 18 февраля 1919 года ВЦИК принял декрет «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны». Именно эта дата в последствии,   стала считаться Днем основания милиции на транспорте.  Шел активный поиск форм и методов работы. Практиковались и патрульная служба на вокзалах, и постовая служба по охране отдельных объектов, и сквозное сопровождение пассажирских поездов нарядами милиции. Создавались “Летучие отряды” мобильные подразделения, выезжавшие для наведения порядка и раскрытия преступлений на отдаленных станциях и разъездах.

В конце 60-х, начале 70-х годов во всем мире широкое распространение получили случаи воздушного бандитизма (в последствии названного терроризмом) – нападение вооруженных преступников на пассажиров и членов экипажа с целью захвата и угона самолета, а также попытки проноса взрывных устройств на воздушное судно.

В целях предупреждения  воздушного бандитизма, обеспечения безопасности пассажиров и экипажей воздушных судов гражданской авиации Совет Министров СССР своим распоряжением от 3 ноября 1970 года возложил на органы внутренних дел обязанности по сопровождению самолетов, выполняющих рейсы на внутрисоюзных линиях, и в 1971 году разрешил МВД СССР содержать для этой цели, за счет средств Министерства гражданской авиации,   2200 сотрудников.

Однако, как показала практика, сопровождение самолетов имело свои минусы. Оружие в полете могло применяться в исключительных случаях, выстрелами из огнестрельного оружия создавалась возможность разгерметизации воздушного судна. Необходимо было искать  более эффективные методы работы по обеспечению безопасности полетов. Наиболее эффективным средством пресечения  фактов проникновения на борт воздушного судна лиц,  с целью его захвата или  угона, а также незаконного провоза пассажирами  опасных грузов, предметов и веществ, стал предполетный досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа.

В 1978 году был введен сплошной досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа, а в необходимых случаях и личный досмотр, как на внутренних, так и на международных авиалиниях.

В 1997 году Министерством внутренних дел Российской Федерации принято решение об упразднении подразделений службы досмотра органов внутренних дел на воздушном транспорте и передаче имеющейся штатной численности в другие службы транспортной милиции.

Однако, после совершения террористических актов на воздушных судах в августе 2004 года, в состав досмотровых групп вновь введены сотрудники милиции, принимающие участие в производстве предполетного послеполетного досмотра. Кроме того, ими осуществляются оформления изъятых у авиапассажиров предметов и веществ, запрещенных к перевозке.

В наше время значительное внимание в деятельности органов внутренних дел на транс¬порте  уделяется организации и проведению мероприятий по выявлению и пресечению каналов незаконной транспортировки оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ, а также  перекрытие каналов транспортировки наркотиков на объектах желез¬нодорожного, воздушного и водного транспорта.

Департаментом обеспечения правопорядка на транспорте МВД России органи¬зовано проведение мероприятий по предупреждению безнадзорности, беспризорно¬сти и правонарушений несовершеннолетних на объектах транспорта, по выявлению и устройству в специализированные детские уч¬реждения безнадзорных подростков, находящихся в социально опасном положении. На местах систему органов внутренних дел на транспорте (ОВДТ) представляют более 500 линейных органов внутренних дел, работу которых координируют 20 управлений внутренних дел на транспорте (УВДТ).

В оперативном обслуживании органов внутренних дел на транспорте сегодня находятся: 17 железных дорог, протяженностью 85 тыс. км; 508 железнодорожных вокзалов; 1942 железнодорожных моста; 139 тоннелей; 297 путепроводов; 203 аэропорта, в т.ч. 69 - международных; 16 управлений государственного авиационного надзора; 10 морских и 25 речных пароходств; 14 бассейновых управлений государственного надзора; 62 морских и 119 речных портов; судоходная часть рек протяженностью 102 тыс. км; сеть гидротехнических сооружений.

Обеспечение правопорядка на транспорте требует от сотрудников высочайшего профессионализма знания не только своей специальности, но особенностей функционирования многих транспортных служб, умения мгновенно ориентироваться в постоянно меняющейся обстановке и незамедлительно действовать, зачастую один на один с преступником, рискуя жизнью.

Находясь в движущемся транспорте рассчитывать на быструю помощь товарищей не всегда приходится. Тут, как нигде, нужны большая мобильность, предусмотрительность, оперативная смекалка самоотверженность и мужество.

По материалам Пресс-службы ДОПТ МВД России


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:



Top