Евгений Захаров: „Омбудсмен — это институт гражданского общества которое находится на госслужбе»

The Epoch Times07.03.2007 Обновлено: 06.09.2021 13:37

Недавно Верховная Рада проголосовала по кандидатуре парламентского Уполномоченного по правам человека. На это должностное лицо возлагается парламентский контроль за соблюдением конституционных прав человека и основополагающих свобод. Им осталасьНина Карпачева, набрав больше голосов, чем председатель Украинского Хельсинского Союза Евгений Захаров.

Голосование уже состоялось, но мы верим, что интервью с Евгением Ефимовичем, своей актуальности не теряет и поныне, так как взгляды и идеи этого опытного правозащитника достойны нашего внимания.

— Евгений Ефимович, сначала, расскажите, пожалуйста, чьи права, с вашей точки зрения, защищает Омбудсмен и какая его роль в государстве?

— Роль чрезвычайно весома. Миссией Уполномоченного Верховной Рады по правам человека является парламентский контроль за соблюдением конституционных прав человека и основополагающих свобод и содействие организации автономной системы негосударственных органов контроля за их обеспечением. Некоторые ошибочно считают, что Омбудсмен защищает только права правонарушителей, поскольку относительно них нарушения прав являются самыми грубыми. В действительности, он защищает тех, кто является жертвой правонарушений со стороны государства.

Например, в настоящий момент нарушается право на достаточный жизненный уровень всех тех людей, которые не в состоянии оплатить коммунальные услуги по новым тарифам, а это миллионы жителей страны. Эти люди — пожилые пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, безработные — получили сильный удар: многие из них даже если хотят, не смогут заплатить. А это уже угрожает их праву собственности: за неуплату их в будущем могут лишить жилья по решению суда. Государство не сделало практически ничего, чтобы защитить этих людей — процедура получения субсидий сложна, унизительна и многим просто не хватает терпения, чтобы пройти ее до конца.

По моему мнению, должен быть закон с четкой процедурой получения субсидий. Это является вопросом Омбудсмена, вопросом административной юстиции и именно он, Омбудсмен, должен делать соответствующие представления в органы местной власти. Кроме того, этот вопрос нужно решать на национальном уровне.

— Какие моменты, с вашей точки зрения, являются важнейшими в защите прав человека?

— Кроме вопроса соблюдения прав человека с момента задержания и до вынесения приговора и наказания (это комплекс прав — на свободу, на защиту от пыток, на справедливый суд), есть еще такая существенная вещь, как свобода информационного обмена, доступа к информации.

Доступ к информации на Украине очень разный в зависимости от того, где люди живут. Я считаю, что вопрос равного доступа к информации и правовому режиму свободного обмена информацией — важный вопрос для Омбудсмена. Нужно изменить закон об информации, ведь он устарел. Также необходимо, чтобы власть и должностные лица изменили отношение к информированию общества о своей деятельности, к ответу на информационные запросы и тому подобное. Никакая свобода слова невозможна, если нет доступа к информации.
Большой проблемой является бедность значительной части населения: разница между богатыми и бедными на Украине является больше, чем в западных странах в 7-10 раз, и эта разница постоянно растет. Это очень угрожающая тенденция.

— Евгением Ефимович, многим людям все же трудно понять, как государственный служащий, который получает деньги от государства, может защищать права людей от того же государства?

— Может. Потому что, по своей сути Омбудсмен — это институт гражданского общества, которое находится на госслужбе. При нынешней независимости такая защита целиком возможна. Но для этого страна должна быть достаточно цивилизованной, чтобы понимать этот конфликт интересов и дать возможность Омбудсмену нормально работать. Если такого понимания нет, то конфликта не избежать.

По моему мнению, работа Омбудсмена не отличается в сущности от работы негосударственной правозащитной организации. И если я буду избран, я буду работать так же, как и раньше, только получу дополнительные права, связанные со статусом.

— А, кстати, как Вы планируете проводить свою информационную политику в случае избрания Вас Омбудсменом?

— В первую очередь, что я считаю нужно сделать, это — улучшить коммуникацию Уполномоченного за счет следующего: ежедневного обновления сайта и создания его англоязычной версии; выпуска, по меньшей мере ежемесячно, бюллетеня с описанием нарушений прав человека и историй успешной их защиты; создания регулярной телепередачи на одном из национальных телеканалов с прямым контактом Уполномоченного с телезрителями; предания огласке и широкого обсуждения годового доклада о состоянии с правами человека.

— Какими будут Ваши первые шаги на должности Омбудсмена в случае Вашего избрания?

— Во-первых, по моему мнению, — нужно разобраться со структурой Секретариата Уполномоченного по правам человека, штатным расписанием, распределением бюджета, процедурами использования внебюджетных средств, которых, как мне известно, было достаточно много — все эти вещи нужно правильно организовать, потому что иначе механизм не будет работать. Буду готовить законопроект об изменениях к закону об Уполномоченном так, как я описал в своих тезисах. Вы можете ознакомиться с ними на сайте www.maidan.org.ua. Также необходимо создать эффективную пресс-службу Омбудсмена и наладить коммуникации.

Нужно, чтобы были специализированы Уполномоченные по: защите прав ребенка; доступа к информации и защите персональных данных; защите прав меньшинств. Существующий закон достаточно вял, потому что он не предусматривает даже ответственности государственных органов за непредоставление ответа на запросы Уполномоченного. Нина Карпачева, в частности, говорила, что прокуратура ей вообще не отвечает. Необходимо изменить закон и усиливать ответственность за невыполнение обязанностей относительно запросов и обращений граждан.

— Каким образом Вы планируете это осуществить? Как быстро можно это сделать? Что и кто могут мешать?

— Я считаю, что смогу организовать рассмотрение заявлений о нарушении прав человека эффективнее, чем в настоящий момент — за счет привлечения правозащитных организаций, за счет делегирования полномочий на региональный уровень региональным Омбудсменам, за счет создания электронного архива заявлений и внутренней сети в офисе Уполномоченного.

Я собираюсь организовать национальные превентивные механизмы предотвращения пыток на выполнение Факультативного протокола к Конвенции ООН против пыток — это фактически развитие моего труда относительно создания мобильных групп МВД, которые осуществляют мониторинг изоляторов временного задержания. Эти мероприятия можно реализовать достаточно быстро.

Относительно тех, кто будет мешать… Есть органы государственной власти, которые уже осознали необходимость реального сотрудничества с правозащитными организациями, такие, как МВД и Министерство юстиции, а есть такие, которые еще сопротивляются этому. Потому я надеюсь, что национальные превентивные механизмы относительно МВД будут созданы достаточно быстро, а вот относительно Департамента выполнения наказаний — будет тяжелее, поскольку система выполнения наказаний остается закрытой, и ее руководство не очень желает реально сотрудничать.

Кроме того, мне трудно пока еще оценить, насколько бюджет Секретариата Уполномоченного будет отвечать требованиям времени относительно прав защиты. Однако я надеюсь, что развитие сотрудничества с негосударственными организациями поможет и в этом направлении.

Захаров Евгений Ефимович — кандидат технических наук; член Харьковского областного юридического общества; член правления Международного фонда «Возрождение».

С 1990 г. — Заместитель председателя Харьковской городской комиссии по возобновлению прав репрессированных.
С 1990 г. — член Московской Гельсинской группы.
1990-1994 гг. — депутат Харьковского горсовета.
1992-1997 гг. — член общественного совета Украинско-американское бюро защиты прав человека.
1993-1997 гг. — главный редактор журнала «Права человека в Украине».
С 1994 г. — член рабочей коллегии Международного общества «Мемориал».
С 1997 г. — сопредседатель и исполнительный директор Харьковской правозащитной группы.
С 1999 г. — главный редактор «Свобода высказываний и частность.
С 2004 г. — председатель правления Украинской Гельсинской союзы по правам человека.

Семейное положение: женат. Жена Инна Борисовна — филолог, поэт, редактор бюллетеня «Права человека»; сын Борис — историк. Две внучки.

Владеет английским языком. Увлечение: поэзия.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА