Все разделы
Велика Эпоха мультиязычный проект, эксперт по Китаю
×
Все новости » Китай » Традиционная культура » Даосские истории. Днём слуга, ночью монарх

Даосские истории. Днём слуга, ночью монарх


1. До чего же жизнь прекрасна!

Однажды Конфуций прогуливался близ горы Тайшань. Когда он проходил мимо деревни, то увидел Жун Цици в одежде из грубой ткани. Поясом ему служила верёвка. Он в это время играл на струнном инструменте и во всю глотку пел. Жун Цици выглядел совершенно счастливым.

Конфуций подошёл к нему, совершил церемонию приветствия, скрестив кулаки перед грудью, и спросил: «Господин такой довольный. Произошло какое-то радостное событие?»

Жун Цици ответил: «Много радостных событий!»

Конфуций молвил: «Хотелось бы услышать подробнее».

Жун Цици сказал: «Всё сущее породила природа, и самым драгоценным из порождённого ею является человек. Я пришёл в этот мир человеком. Это первое, что заслуживает радости».

Конфуций: «А второе?»

Жун Цици: «С рождения мужчины и женщины отличаются друг от друга. Я — мужчина. Естественно, мне стоит радоваться. Это вторая вещь, заслуживающая радости».

Конфуций: «А третья?»

Жун Цици: «Жизнь у людей бывает долгая, а бывает короткая. Те, у кого она короткая, ещё и не родившись, умирают в утробе матери, или в младенческом возрасте. А я сейчас уже прожил девяносто с лишним лет. Это можно считать долголетием. Это третья радостная вещь».

Конфуций: «Есть чему радоваться!»

Жун Цици: «Это частое явление, когда человек нищий, но с высокими идеалами; смерть — это конец человеческой жизни. И то, и другое — весьма естественные вещи. Я здесь спокойно себе живу. От чего же мне печалиться?»

Конфуций: «Браво! Господин поистине способен следовать естественному ходу вещей, уверенный в себе человек!»

Послесловие

По мнению Жун Цици, в жизни каждого человека есть множество вещей, которым стоит радоваться. Даже если ты беден, это вполне нормально; а смерть является всего лишь неизбежным завершением жизни.

Можно радостно смотреть в лицо даже бедности и смерти. Что ещё может быть такого, из-за чего стоит печалиться? Даосская школа считает, что жизнь человека подвластна судьбе. Там требуют, чтобы человек следовал воле Неба. Нельзя тревожиться из-за жизненных проблем, нельзя позволять себе отдаваться нестоящим печалям. Нельзя позволять себе упасть духом, нужно счастливо идти к завершению своей жизни.

Жун Цици — отшельник, живший в период Весны и осени (прибл. 771 – 476 гг.). О его жизни мало что известно. О нём упоминается в таких канонических даосских книгах, как «Чжуанцзы», «Лецзы» и т.п.

2. Днём слуга, ночью монарх

Давным-давно в царстве Чжоу жил человек по фамилии Инь, который был очень богатым. Дома у него насчитывалось несколько сотен слуг. Каждый день с утра до ночи они без передышки трудились. У этого богача был старый слуга, которому каждый день, когда он вечером ложился спать, постоянно снилось, что он царь. Ежедневно он в дворцовых палатах давал праздничный пир. Ему было чрезвычайно весело, и он предавался удовольствиям.

Кто-то заметил, что этот пожилой слуга, несмотря на возраст, весь день усердно трудится, старается изо всех сил, и подошёл, чтобы его утешить.

Но старый слуга возразил: «В человеческой жизни сто лет. На день и на ночь приходится по её половине. Днём я слуга и действительно работаю в поте лица; но когда наступает ночь, я становлюсь царём, которому очень весело. На что же тут жаловаться?»

Инь, хоть и был очень богат, но он целыми днями был погружён в управление делами своего дома, что его духовно и физически изматывало. А когда наступала ночь, он просто валился от усталости, падал на кровать и засыпал.

Каждую ночь ему снилось, что он прислуживает другим, будучи лакеем. На нём одном лежала вся тяжёлая работа. При этом его часто пороли. Инь от этого жутко страдал. И вот однажды он отправился в гости к своему не лишённому мудрости другу.

Друг сказал: «У тебя такое высокое положение, что можно в полной мере наслаждаться славой, да и богатства в изобилии. И того, и другого у тебя намного больше, чем у других. Днём твоя жизнь полна роскоши, а ночью тебе снится, что ты слуга. Беззаботность и тяжкий труд сменяют друг друга. Это полностью соответствует законам природы. Ты хочешь, чтобы и днём, и ночью тебе было весело. Разве такое возможно?»

Инь, услышав слова своего друга, вернулся домой и после этого стал относиться к своим слугам очень великодушно. Он стал уже меньше заниматься напряжённым обдумыванием своих дел. С тех пор его страдания во сне действительно сильно уменьшились.

Послесловие

В даосизме считается, что очень многие явления нашего мира взаимосвязаны. Долгое и короткое зависят друг от друга. Верх и низ взаимосвязаны. Если в одном отношении будет избыток, то в другом непременно будет нехватка. Поэтому в даосской школе часто говорят, что ни в чём нельзя проявлять чрезмерность. Как только её проявишь, будет нарушено равновесие, что неизбежно принесёт вред.

Из этой истории мы можем увидеть, что эта даосская идея внутренне согласуется с конфуцианским «учением о Середине» и буддийским «круговоротом причин и следствий».

Источник

Оцените статью:1 - плохо, не интересно2 - так себе3 - местами интересно4 - хорошо, в общем не плохо5 - супер! так держать! (1 голосов, среднее: 5,00из 5)
Loading...

Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

  • Отличная поучительная история, советую прочитать

Спецтемы:


15
Top