Демон Николая Некрасова

Автор: 02.12.2020 Обновлено: 14.10.2021 12:55

Конечно, это была авантюра шестнадцатилетнего подростка: дома сделать вид, что едет поступать в Дворянский полк, а иметь в виду совсем другое. Дворянский полк — идея отца, а «совсем другое» — Петербургский университет. Неоконченная ярославская гимназия — тому порукой.

Была ещё заветная тетрадь со стихами, на которые и возлагались основные надежды. О том, какие именно надежды, сказано в его автобиографическом романе «Жизнь и похождения Тихона Тростникова»: «По приезде в Петербург, не более как через десять дней, я надеялся иметь кучи золота и громкое имя». И если расчёты на тетрадь стихов и не оправдались, то его мечты относительно куч золота и громкого имени со временем осуществились полностью. Имя его, действительно, прозвучало громко: Николай Алексеевич Некрасов.

Некрасов

Николай Алексеевич Некрасов в разные годы жизни. Фото: public domain/wikipedia

Но именно заработанные «кучи золота» не давали голосам современников звучать в унисон: очень многие, кто знал Некрасова как человека, литератора, редактора и владельца самого популярного в России журнала, считали Николая Алексеевича воплощением лицемерия и лжи. Зато спустя полвека в советских школах и вузах о поэте Некрасове говорилось и писалось так много замечательно хорошего, что у здравомыслящих людей возникал вопрос: а не миф ли всё это? Сегодняшний информационный бум даёт возможность поразмышлять, кто ближе к истине.

В молодом Николае Некрасове поражала и поражает сила воли и целеустремлённость. Экзамены в Петербургский университет юноша с треском провалил. Поступил вольнослушателем, ещё попытка сдать вступительные экзамены — неудача. Почти два года Некрасов числился вольнослушателем на философском факультете и был исключён как неуспевающий.

До революции, и особенно в советское время любили живописать ужасы нищеты, которые пережил юный волжанин в Петербурге. Отец, разозлившись на ослушника, денег не давал. Удивительного в этом ничего нет. Удивляет другое: как быстро Некрасов преодолел все эти испытания и встал на ноги. Уже через два года после приезда в Петербург увидел свет первый сборник стихотворений Некрасова «Мечты и звуки». А ведь издание сборника требовало немалых денег, и юный поэт, которому было только 18 лет, сумел их найти, впервые проявив свою незаурядную предприимчивость.

Молодой человек ищет и находит возможность заработать. Он пишет, пишет, пишет всё, что можно продать. И вот он уже сотрудник литературных журналов. Его желание заработать просто поражает собратьев по перу. Некрасов, например, перевёл большую французскую драму, не зная французского языка. Премьера состоялась на сцене Александринского театра. Молодой «переводчик» получил хороший гонорар. Никто не мог осудить молодого литератора из провинции, что он хочет выбиться в люди и разбогатеть. Вспоминаются слова поэта: «Я дал себе слово не умереть на чердаке… Лучше по Владимирке пойти, чем околевать беспомощным, забитым и забытым всеми».

Через несколько лет Николай Некрасов уже подающий надежды петербургский литератор, с которым выгодно вести бизнес. Богатый друг-писатель Иван Панаев готов вложить деньги в совместный издательский проект.

Это была хорошая идея — выкупить журнал «Современник». Вот уже 10 лет нет в живых его основателя — Александра Пушкина. Ведёт журнал его соучредитель, профессор П. А. Плетнёв, кстати, ректор университета. Плетнёв — плохой бизнесмен. У журнала всего 200 с небольшим подписчиков, и это не окупает издательских затрат. Энергичный 25-летний предприниматель предлагает хорошие деньги. Состоялась встреча. Интересно, узнал ли ректор в предпринимателе отчисленного несколько лет назад вольнослушателя?

Russian_writers_by_Levitsky_1856

Групповой портрет русских писателей — членов редколлегии журнала «Современник», 1856. Гончаров Иван Александрович, Тургенев, Иван Сергеевич, Лев Николаевич Толстой, Григорович Дмитрий Васильевич, Дружинин Александр Васильевич и Островский Александр Николаевич. Фото: public domain/wikipedia

С самого начала главным хозяином журнала стал Николай Некрасов, которому в то время только исполнилось 25 лет (согласимся, поразительный пример успешной карьеры для безвестного бедного провинциала, восемь лет назад приехавшего в столицу).

Первый номер, как стали говорить с тех пор, некрасовского «Современника» вышел в январе 1847 г. Некрасова крайне волновал вопрос о подписке, т. е. вопрос о выживании журнала. Подписчиков должно быть не менее полутора тысяч. Этот рубеж «Современник» преодолел очень быстро: в 1848 году количество подписчиков достигло 3100.

Такой взлёт подписки неудивителен. На рубеже 40-х и 50-х годов в «Современнике» увидело свет немало произведений, доныне составляющих славу русской литературы. К сотрудничеству были привлечены Тургенев, Достоевский, Гончаров, Григорович, Толстой, драматург Островский.

Такого литературного и коммерческого успеха не знал ни один российский журнал того времени. Некрасов, молодой редактор, показал чудеса трудолюбия, вкуса и чутья, умения налаживать полезные связи и…считать деньги. Ф. М. Достоевский, знавший поэта с начала 40-х годов, произнёс о нём ключевую фразу: «Миллион — вот демон Некрасова!»

Прямо на глазах сформировалась очень своеобразная личность. Поражало сочетание взаимно противоположных страстей: стремление к богатству и стремление к революции. Средством для удовлетворения обеих этих страстей для Некрасова стал журнала «Современник».

Прошло несколько лет, и Некрасов уже богатый человек. «Современник» процветает: было хорошо, а становится, кажется, ещё лучше. В России «новый» царь. Российскую печать уже можно называть «почти свободной»: цензурные послабления.

Прошли те времена, когда литература была увлечением богатых русских дворян. Теперь литератор — это профессия, дающая возможность зарабатывать деньги.

Некрасову, сумевшему литературным трудом «выбиться в люди», это всегда было по душе. И он с удовольствием и интересом предоставил страницы «Современника» горячим разночинцам Добролюбову и Чернышевскому, которые в критических статьях о состоянии современной русской литературы пошли далеко в своём радикализме. Добролюбов приветствовал новый роман Тургенева, разглядев в произведении одобрение революционной деятельности. Иван Сергеевич поставил ультиматум редактору Некрасову: или отказать в публикации статьи Добролюбова в печати, или Тургенев уходит из журнала. Некрасов выбрал публикацию статьи. В редакции произошёл раскол. Ушли те, кто принёс первую славу «Современнику» — Тургенев и Толстой. А журнал зато приобрёл «демократическое направление» и ещё 3000 подписчиков.

Новые молодые авторы и сам Некрасов-поэт много сделали, чтобы расшатать «корабль Российской империи». Это их стихи и статьи читались на сходках революционеров и террористов, оправдывая и вдохновляя антигосударственную деятельность. Не зря этих авторов так пропагандировали в советское время коммунисты. А в своё время редактору довольно часто приходилось отстаивать журнал от закрытия как вредный печатный орган.

Жизнь редактора стала тяжела. Его «демократически» настроенные сотрудники вдруг увидели в нём эксплуататора-капиталиста и стали требовать не заработной платы, а дележа прибыли от издания. Это они оставили воспоминания о том, как поразили их воображение роскошь кабинета редактора, его шуба, его рысаки, его француженка-содержанка, приобретения усадеб, его страсть к картам и охоте. Это они,уволившись из «Современника» , поливали редактора грязью во всяких самопальных брошюрках. Благо, что издавать брошюры стало легко, просто и даже недорого.

То, что Некрасов делал для сохранения журнала, коллегами воспринималось как союз с ненавистным правительством, как предательство. В 1866 году журнал был закрыт.

Вход_в_Летний_сад

4 апреля 1866 года Дмитрий Каракозов стрелял в Александра II у ворот Летнего сада, однако промахнулся. После этого события журнал «Современник» закрыли навсегда по личному распоряжению царя. Фото: Д. В. Каракозов. Портрет работы И. Репина (1866) — public domain/wikipedia; Часовня на месте покушения — CC BY-SA 3.0/wikipedia; Александр II. Фото между 1878 и 1881 гг. — public domain/wikipedia;

Все последние годы Некрасова были отравлены чувством одиночества и вины. И если чтение его «стихов про народ» у тех, кто знает, каким барином жил редактор «Современника», вызывает циничную усмешку, то горькие «Последние песни» заставляют задуматься о судьбе этого незаурядного человека.

«Меж высоких хлебов». Текст этой великой песни представляет собой изменённое и сильно сокращённое (в оригинале 18 куплетов) стихотворение Николая Некрасова «Похороны», опубликованное в журнале «Современник» в 1861 году. Мелодия вероятно народная, песня прижилась в репертуаре школьных и народных хоров и была записана в 1911 году Н. А. Александровым под названием «Меж высоких хлебов».

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА