Дороги, которые нас выбирают…

Автор: 15.02.2021 Обновлено: 14.10.2021 12:56

В этом году 9 мая мы будем отмечать 70-летие победы во Второй мировой войне. Все мы знаем, что победа была добыта ценой жизней миллионов и миллионов солдат и мирного населения, страданий, крови и пота тех, кто помогал поддерживать армию в тылу. Мало кто дожил до нашего времени из участников боев. Но есть ещё такие люди…

Я хочу рассказать вам о своей маме.

Инна Константиновна Грачёва (Сумина) проживает в Австралии, в городе Сидней. Недавно ей исполнилось 93 года. Инна Константиновна ― инвалид войны II группы.
Она прошла дорогами войны санитаркой в батальоне минёров 69 армии.

Моя мать ― волжанка. Она родилась и провела свою молодость на Волге в городе Вольске Саратовской области. Вольск ― городок старинный, небольшой, около 60 тысяч жителей проживaло в нём до войны. Вся родня моей матери, бабушки, дедушки -― все из Вольска. По материнской линии это были купцы первой гильдии Карповы ― у них были пароходы, буксирные баржи, они торговали солью. Отец же моей матери, Сумин Константин Лаврентьевич, из мещанской семьи Суминых. У моей матери, можно сказать, было счастливое детство. Она была единственным ребенком, и родители очень её любили.

Из воспоминаний детских лет моей маме хорошо запомнилось, как она летом с родителями была на Воронцовской даче, рядом с городом. Как варили варенье в медном тазу. Как на Пасху и Рождество ходили в гости к крёстным.

В то время, а это был конец 20-х годов, власти запретили ёлки. А у неё дома тайно ставили ёлку на Рождество и приглашали только близких друзей. Бертолетовой солью посыпали ветви, чтобы блестели, как снег. Однажды мама проговорилась в школе про ёлку, и семья ожидала неприятностей, к счастью, всё кончилось благополучно.

Мама училась в школе №2, бывшей Мариинской гимназии, которая называлась Школьный дворец. В этой гимназии училась когда-то её мать, моя бабушка ― Карпова Елена Васильевна.

В Вольске был и кадетский корпус. В советское время там располагалось авиационное училище, где готовили механиков и летчиков.

Вольск ― промышленный город, вокруг него расположены три цементных завода. Названия у них соответствовали тому времени – «Большевик», «Комсомолец» и «Красный Октябрь». Отец моей матери, Сумин Константин Лаврентьевич, работал на одном из них техническим директором.

В 1939 году моя мать окончила с отличием школу и поступила на медицинский факультет Саратовского университета. Почему же она выбрала медицинский факультет? Ответ прост: её мать ― известный в городе Вольске и Саратове врач-стоматолог, а крёстные родители ― оба известные в городе врачи.

В 1941 году мама перешла на второй курс. В субботу, 21 июня 1941 года, она благополучно сдала экзамены и отправилась с друзьями на Волгу, гуляли до самого утра… А утром, 22 июня 1941 года, началась война…

Весь второй курс медицинского факультета добровольно подал заявления на фронт.
Вначале моя мать попала в инженерный отдел штаба Воронежского фронта, станция Анна Воронежской области. Она копировала карты минных полей, выполняла другие задания.

Когда немцы подошли близко к Воронежу, её направили в 69-ю армию, которая только формировалась тогда, в конце 1942-го года. Она получила назначение в 13-й отдельный Гвардейский батальон минеров санитаркой. Это был февраль 1943 года, и 69 армия, в составе которой находился и 13-й отдельный батальон минёров, участвовала в наступательной операции на Харьков.

Мама рассказывает: «Впереди нас шли наши войска, поэтому мы ехали без единого выстрела. Вдоль дороги лежало очень много мёртвых тел, многие были без одежды; нам говорили, что это союзники немцев ― румыны. Можно сказать, мы шли по трупам. Солдаты из нашего батальона разминировали минные поля. Мы шли за ними. Хотя, если минёр ошибался, спасать его было уже поздно, но взрыв мог ранить соседа. Сколько мы таскали частей тел! Это было так страшно, что рассказать словами просто невозможно. Раненых мы подбирали и относили на пункт оказания первой медицинской помощи. А полевой медпункт мог быть и в палатке, и в блиндаже, там, где есть врач и медицинское оборудование. Первая помощь оказывалась именно здесь. А затем на машинах старались отправить раненых в тыл, в настоящий военный госпиталь. А сколько людей умирало от того, что мы не имели возможности оказать помощь вовремя на передовой. Погибали и мои коллеги–санитары».

Моя мама продолжает свой рассказ: «Да, в Харькове мы задержались на 4–5 дней. А затем началось контрнаступление немцев, и мы стали отходить по той же дороге, на Богодухов. ( От редакции. Это была уже вторая попытка освободить Харьков. В мае 1942 года советские войска при попытке наступления попали здесь в окружение. В харьковском «котле» оказалось более 200 тысяч солдат. Вторая попытка освободить город в феврале 1943, о которой рассказывает моя мама, также не увенчалась успехом. Окончательно Харьков был освобождён от немецких войск 23 августа 1943 года).

Я на всю жизнь запомнила эту дорогу. Мы ехали на грузовике, впереди санитарные машины везли раненых. Часто приходилось съезжать с дороги в снег, чтобы пропустить проезжающие обозы. Я потеряла один валенок, отморозила ногу. И всё-таки мы были в привилегированном положении, если можно так сказать, многие солдаты шли по обочине пешком, проваливаясь в подтаявший снег. Многие от усталости еле шли и зло посматривали на проезжающие грузовики. Если их не брали, они даже в эти машины стреляли. А сверху летели немецкие самолёты, расстреливали едущих по дороге из пулемётов и бросали мелкие бомбы. Кто мог, бросался в снег и лежал, пережидая налёт, а затем опять забирался в машину. И так до следующего самолёта. Люди гибли на наших глазах. Это было человеческое месиво, я не могу найти слов, чтобы передать те ощущения. Как мы добрались до Богодухова, я уже не помню, меня ранило и контузило. Очнулась я уже в госпитале в Тамбове. Я запомнила номер ― госпиталь 1678. Так закончилась моя военная дорога. Когда я вышла из госпиталя, меня демобилизовали».

Во всём мире 9 мая будут торжественно отмечать 70-летие Победы.
Будут праздновать и в Сиднее. Генконсул России Сергей Борисович Шипилов сказал, что ветеранам будут вручать памятные медали. Пройдёт возложение цветов к памятнику воинам в парке Waverly.

70-летний Юбилей Великой Победы

Тепло домов, уют аллей,
Война тревожит, только с нами
В цветах Победы ужас дней,
И будто прошлое не с нами.

Мир не одумался. И вновь,
Оцепеневший от угрозы,
Готов отдать убийцам кровь,
И нашу боль, и наши слезы…

Кто сеет ветер ― вихрь пожнёт,
За кровь не выплатит деньгами.
И в судный день расплата ждёт
За все глумления над нами.

Мы не беспомощны! И те,
Кто умер, выжив в годы битвы,
Поныне с нами, в теплоте
Сердечной, искренней молитвы.

Сидней, Австралия.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА