Все разделы
Велика Эпоха мультиязычный проект, эксперт по Китаю
×
Все новости » Китай » Традиционная культура » Древний Китай: общество, которое управлялось музыкой и ритуалами

Древний Китай: общество, которое управлялось музыкой и ритуалами


Один из древнейших памятников китайской литературы ― «Ши цзин» («Книга песен»). Это сборник стихотворений и песен ранней династии Чжоу, обработанный Конфуцием. /epochtimes.ru/

В первой поэме «Встреча невесты» описывается брак между царём Вэнем, первым правителем династии Чжоу, и королевой Тай Си. Барабаны и колокола знаменуют брак царской пары, благословлённой небесным императором Шанди.

Конфуций восхищался династией Чжоу (1046 г. до н.э.-770 г. до н.э.) за благородство правителей и праведную культуру. В Чжоу уделялось большое значение ритуалам или пристойности, по-китайски «ли». В традиционной китайской культуре семья считалась основой общества. Процветание царской или императорской династии сильно зависело от брака. Считается, что Фу Си, полубожественный правитель из китайских легенд, заложил основу цивилизации, создав свадебные ритуалы.

Слово «ли» обозначает ритуалы, этикет, правила приличия. Это третья из пяти главных конфуцианских добродетелей. В текстах, собранных учениками Конфуция, «ли» часто рассматривается в связи с музыкальной грамотой.

Четыре других идеала ― милосердие, праведность, мудрость и вера. «Ли» отличается от остальных четырёх добродетелей тем, что оно делает упор на внешнем человеческом поведении, а не на совершенствовании внутренних духовных качеств.

Во времена династии Чжоу, примерно за 500 лет до рождения Конфуция, китайцы поклонялись Шанди, небесному божеству, чей титул переводится как «великий» или «государь». Христианские миссионеры в Китае использовали просто слово «Бог».

Наставление народа при помощи музыки и ритуалов

Древний Китай, женский ансамбль, древняя китайская гравюра.

Женский ансамбль, древняя китайская гравюра. Фото: Public Domain

Подобно тому как европейский театр развился из древнегреческих праздников в честь богов, китайский этикет и музыка родились из религиозных ритуалов, которые должны были поддерживать связь между человеческим и божественным миром.

Музыка играла центральную роль в религиозных ритуалах доимперского Китая, а также в народной культуре. Хотя в современном китайском языке слово «ли» обозначает этикет и манеры, в классическом понимании оно включало духовную составляющую, музыка была лишь частью.

К династии Чжоу ритуалы и музыка разделились на самостоятельные системы, но связь между ними сохранилась.

Через «Ши цзин» Конфуций хотел передать современникам традиции и образ мышления людей и правителей эпохи Чжоу. Среди аристократии Чжоу исполнительское искусство считалось неотъемлемой частью жизни в высшем обществе. Дети царей и аристократов с детства обучались танцу и классической музыке.

Руководящая элита могла управлять народом при помощи «ли», это бы устранило необходимость в жёстких законах и политике, считал Конфуций. Музыку благодаря её глубине и чувству можно использовать, чтобы естественным образом внедрять ритуалы в народ.

Слово «лиюэ» (музыка и ритуалы) ― распространённый термин в конфуцианских канонах, который отражает роль, которую они играют для создания гармоничной культуры.

Размышления для современных людей

В «Книге ритуалов и музыки» говорится, что, как только люди будут искушены и ослеплены материальным богатством, они утратят свою сострадательную природу и взрастят в себе жадность, жестокость, склонность к мошенничеству и так далее. Поэтому древние цари использовали музыку и ритуалы, чтобы совершенствовать сердце. «Благодаря ритуалам сохраняется человеческая природа, благодаря музыке поддерживается гармония».

В современном Китае государство пропагандирует и внедряет коммунистическую идеологию. Коммунистическая партия ― единственная власть в истории Китая, которая подвергла преследованиям три его главные религии ― буддизм, даосизм и конфуцианство. Даже сегодня во имя «социальной гармонии» и «поддержания стабильности» различные полицейские структуры продолжают преследование духовных практик.

Цена этих репрессий ― идеологический упадок. Компартия с её атеистической и материалистической идеологией надорвалась, пытаясь уничтожить тысячелетнее наследие традиционной культуры.

Размышляя о ритуалах и одах, почитаемых Конфуцием, вспоминаются слова Джорджа Оруэлла, который писал о «жизненной силе, отсутствующей у партии, и которую она неспособна убить». В своём романе «1984» британский автор писал: «Птицы поют, поют рабочие. Партия не поёт».

 

Версия на английском

Оцените статью:1 - плохо, не интересно2 - так себе3 - местами интересно4 - хорошо, в общем не плохо5 - супер! так держать! (Нет голосов)
Loading...

Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Спецтемы:


4
Top