Все новости » Жизнь » Авто » ДТП по европротоколу — на руку мошенникам или автолюбителям?

ДТП по европротоколу — на руку мошенникам или автолюбителям?


Кабинет министров 1 октября в своём постановлении указал, что до 2016 года оформление дорожной аварии по упрощённой схеме с ущербом до 400 тыс. рублей без сотрудников ГИБДД можно будет, как и ныне, без обязательной по европротоколу системы ГЛОНАСС/GPS. Именно спутник даёт страховщику возможность увидеть объективную картину аварии. Сейчас в качестве подтверждения ДТП достаточно предоставить видео или фото с места аварии.

Постановление № 1002 правительства страховщики восприняли с настороженностью, они ожидают активизации мошенников. Сам документ регламентирует требования и условия использования устройств и самого так называемого расширенного европротокола в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях.

Европротокол — упрощённый способ оформить аварию без инспектора ГИБДД ,и в страховую компанию можно заявить ущерб не выше 50 тыс. рублей. В четырёх регионах РФ с 1 октября лимит увеличен до 400 тыс. рублей, конечно, при соблюдения требований принятого документа.

Согласно документу, до 1 января 2016 года каждый водитель обязан установить в своём авто прибор, регистрирующий дату, время, координаты авто и записывающий видео- и фото информацию. Такой прибор на рынке стоит от 4 тыс. рублей — это обычный регистратор с функций подключения к GPS/ ГЛОНАСС.

Если в ДТП нет пострадавших, и участники столкновения сами договорились, кто виноват, то можно приступить к оформлению случившегося по европротоколу новой схемы. Нужно в течение часа после аварии сфотографировать госномера и VIN-номера повреждённых машин, места повреждений и расположение авто на дороге. Далее заполняется извещение о ДТП и заявление о прямой компенсации убытка. Далее к заявлению о том, что информация с видеорегистратора «не была скоррекирована» прилагается флеш-карта с самим видео и передаётся в течение 5 дней страховщику для принятия решения о выплате.

После 1 января 2016 года правила усложнятся. Сами устройства регистрации должны обеспечивать «некорректируемую регистрацию данных», то есть не должны позволять редактировать видео и координаты. Прибор также обязан фиксировать данные об ускорении авто, торможении и боковых ударах. До 2017 года информация с прибора о ДТП передаётся вручную экстренной службе, после 2017 года — автоматически при опрокидывании авто или срабатывании подушек безопасности.

В настоящее время такими приборами рынок не располагает, и по мнению экспертов, цена устройства будет от 4 тыс. рублей.

В настоящее время запускаемая система ЭРА-ГЛОНАСС соответствует этим требованиям. Все авто российского производства, собранные в России и поставляемые на российский рынок с 2015 года обязательно должны быть оснащены этой системой. А с 2017 года система должна быть установлена на все авто, выпускаемые в оборот. От ранее обсуждаемой темы о самостоятельной установке автовладельцами этой системы на свои авто отказались.

«Это не тот документ, которого ждали страховщики, — говорит заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов. — Он предусматривает переходный период, когда необязательно использование приборов ГЛОНАСС и получение данных о динамических воздействиях. То есть придётся верить на слово утверждениям о том, где, когда и как произошло ДТП». По его мнению, документ не понравится и «рядовому потребителю», поскольку непонятно, на каких носителях представлять в страховую компанию данные об аварии. «Зато страховые мошенники в этом быстро разберутся и за переходный год соберут немалый урожай выплат по фальсифицированным ДТП, оформленным по европротоколу», — говорит господин Иванов.

Сейчас проблем со страховыми компаниями немало. По мнению руководителя управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахования» Дениса Макарова, количество споров между участниками ДТП и страховщиками только вырастет.

«Прежде чем облегчать способ получения страховой выплаты, надо создать жёсткую систему противодействия мошенникам», — соглашается директор по урегулированию убытков ОАО СОГАЗ Владимир Козлов. Он предлагает начать с эксперимента, к примеру, на таксомоторных компаниях или общественном транспорте. Далее, убрав недостатки в системе, сделать её общедоступной.

Отчасти противодействие страховых компаний связано с тем, что Российский союз страховщиков (РСА) ещё в 2013 году разработал собственную систему телематики для европротокола. При этом требования к устройствам у РСА гораздо более жёсткие. Однако наработки и рекомендации страховых компаний (они направляли их в Минтранс) чиновники не учли.





Top