Два оправдательных приговора не изменили судебную систему Китая

Автор: 03.09.2014 Обновлено: 09.08.2023 16:12

22 августа закончились восемь лет страданий для Нянь Биня и его семьи. Высший суд юго-восточной китайской провинции Фуцзянь снял с него все обвинения, отменив смертный приговор и освободив его в зале суда. Некоторые государственные СМИ приветствовали это решение как признак улучшений в судебной системе Китая, но реальность остаётся печальной.

27 июля 2006 года арендодатель и сосед г-на Нянь Биня, а также члены его семьи, получили пищевое отравление после обеда. Шестеро человек были отправлены в больницу, двое детей умерли.

Двенадцать дней спустя полиция объявила, что дело раскрыто. Нянь Биня обвинили в отравлении. В течение следующих восьми лет Нянь Бинь вновь и вновь подавал апелляции, пытаясь оправдаться. Он был приговорён к казни четыре раза.

Во время своего первого судебного процесса он отказался от признания, заявив, что оно было сделано под пытками, и из-за угроз его жене. Когда он не мог больше выносить давление, то попытался убить себя, откусив кончик языка. Полиция признала, что он пытался покончить жизнь самоубийством, но отрицала применение пыток. Было заявлено, что попытка самоубийства связана с раскаянием после проведённой «воспитательной работы».

Пытки

В начале этого года был ещё аналогичный случай в провинции Фуцзянь. У Чаньлун и ещё четыре человека были признаны невиновными высшим судом провинции. К тому времени г-н У находился за решёткой в течение 13 лет. Десять лет назад ему вынесли смертный приговор с отсрочкой за преступление, которое он не совершал.

У Чаньлун был арестован в связи с взрывом офиса компартии Китая (КПК). После 53 дней пыток и трёх неудачных попыток самоубийства он «сознался» и «выдал своего сообщника».

Пытаясь уберечь членов своей семьи, он назвал имя бывшего бойфренда своей сестры. Этот парень тогда тоже «сломался» и «выдал» других. В итоге пятеро были осуждены, двое из них получили смертный приговор с отсрочкой.

В недавней статье «Возвращение невиновности» газеты Southern Metropolis Daily были перечислены девять случаев, в которых осуждённые за убийство были признаны невиновными вышестоящим судом или Верховным судом, так как все доказательства вины были основаны на «признаниях», сделанных под пытками.

В большинстве случаев у судей изначально были убедительные доказательства того, что осуждённые не совершали убийств.

Дела надо закрыть

В 2004 году Министерство общественной безопасности на своём сайте потребовало, чтобы все дела об убийствах были расследованы и закрыты. В следующем году число «висяков» резко снизилось.

Для китайских полицейских темпы «раскрываемости» — всё равно, что темпы роста ВВП для провинциальных политиков. Показатели влияют на доход и карьеру. Власти ускоряют решение проблем, чтобы выглядеть в выгодном свете.

В Китае прокуроры почти никогда не отказывают полиции в возбуждении уголовных дел. Даже если доказательств недостаточно, чтобы состряпать дело, или они явно сфабрикованы, прокуроры просто отправляют документы обратно в полицию для сбора дополнительных доказательств. В большинстве случаев, прокуроры даже не отправляют документы обратно, а используют имеющиеся данные для уголовного преследования.

Когда дело будет передано в суд, приговор почти неизбежен. В Китае полиция, прокуратура и суд действуют рука об руку. В стране нет механизма для корректировки ошибок, допущенных полицией, и даже если дело сфабриковано, его всё равно принимают в производство.

Так как руководство потребовало 100-процентной раскрываемости, то успешное расследование дел об убийствах стало самым важным вопросом для всех участвующих сторон. При таком порядке пытки не только разрешаются, но и рекомендуются.

Не все случаи политически мотивированы, по крайней мере, не в начале. Однако, как только дело начинает затягиваться, все должностные лица становятся заинтересованной группой. Их репутация, карьера и финансовые вопросы будут зависеть от этого.

Они будут делать всё, чтобы предотвратить повторное расследование и оправдание. Вот почему даже вышестоящий суд не спешит оправдывать невиновного.

Прыгающие на доске с гвоздями

Китайские пользователи Интернета не поверили официальному утверждению, что эти два случая оправдания осуждённых в провинции Фуцзянь являются результатом улучшений в правовой системе Китая. Большинство людей считают, что это связано с сёстрами подозреваемых.

Нянь Цзяньлань, сестра Нянь Биня, и У Хуаин, сестра У Чаньлуна, не прекращали добиваться справедливости для братьев. Все 13 лет У Хуаин продолжала подавать апелляции и жалобы. За это её четыре раза задерживали и отправили на один год в тюрьму.

Пользователи сети хвалили сестёр и называли их «прыгающими на доске с гвоздями». В династии Цин люди, которые были несправедливо осуждены, могли обратиться даже к самому императору.

Тем не менее, они должны были доказать свою невиновность, поэтому должны были перенести самые тяжёлые страдания, чтобы добиться справедливости. В известной реальной истории сестра обвиняемого, который был ни в чём не виноват, стала прыгать на доске, пробитой гвоздями. После повторного расследования с её брата были сняты все обвинения.

Нынешняя ситуация намного хуже, чем во время династии Цин. Новые правила сделали невозможной подачу петиций в вышестоящие инстанции. Петиционеры в Китае иногда сжигают себя, но чиновников это не волнует.

Редкий случай

Нянь Цзяньлань не стала ходатайствовать за своего брата, как это делали другие. Она сказала, что большинство петиционеров имеют грустный опыт обращения к властям. «Там (в офисах чиновников) нет никакой надежды, только отрицательные эмоции», — сказала она. Нянь Цзяньлань по совету своего адвоката постоянно обращалась в суды с просьбой повторного расследования, и, наконец, ей повезло.

Газета Beijing Youth опубликовала статью под названием «Путь сестры Нянь Биня по обжалованию можно повторить». На самом деле, другим нелегко будет повторить её поступок.

Нянь Цзяньлань была готова пожертвовать всем ради брата. Она молода и полна сил, поэтому могла выдержать моральное и физическое давление. Она выучила законы и научилась собирать доказательства, чтобы добиваться справедливости для Нянь Биня.

Девушка также имела крепкую юридическую команду. Чжан Яньшэн, её первый адвокат, активно участвовал в деле. Сначала сестра заплатила ему 100 000 юаней, затем ещё 50 000. После этого адвокат уже работал безвозмездно. Нянь Цзяньлань нанимала и других адвокатов, чтобы они приехали в Фуцзянь помочь.

Случай привлёк внимание специалистов, и юристы даже провели форум в Пекине. А сколько других аналогичных случаев могут получить такую поддержку?

Есть ещё и другая большая проблема. Многие подобные дискуссии, посвящённые жертвам правовой системы, не смогут изменить саму систему, которая и порождает страдания и несправедливость.

В то же время игнорируется то, что полиция фабрикует дела против невинных людей. Полицейские, прокуроры и судьи имеют все ресурсы и полномочия, в то время как жертвы живут на дне общества и не имеют почти никакого юридического образования.

Необоснованно и несправедливо требовать от жертв искать доказательства, подтверждающие их невиновность.

Никаких изменений

У Хуаин, сестра другого подозреваемого в Фуцзяне, не надеялась, что добьётся оправдательного приговора. Хотя У Чанлун и другие оправданные получили компенсацию от государства, их страдания трудно чем-то компенсировать. Ещё сложнее утверждать, что справедливость восторжествовала.

В указанном выше случае в эпоху династии Цин, по крайней мере, 30 чиновников были наказаны: понижены в должности, лишены своих постов или уволены. Но мы никогда не слышал ни об одном чиновнике в современном Китае, которого бы наказали за сфабрикованное обвинение.

Полиция и другие чиновники, которые применяют пытки, выбивают признания, подделывают документы и угрожают свидетелям, продолжают наслаждаются жизнью. Они по-прежнему занимают высокие посты, которые получили частично благодаря «высокой раскрываемости» преступлений. Система, которая поощряет сфабрикованные дела, осталась незатронутой.

Вынесение нескольких оправданий по уголовным делам — это только тонкая политическая игра, а не установление верховенства закона. Новое руководство оправдает несколько невиновных в известных случаях и таким способом завоюет поддержку простых людей, но система на самом деле не меняется. В то же время подавление и преследование диссидентов, правозащитников, адвокатов и верующих в Китае растёт.

Мнения, выраженные в этой статье, являются видением автора и необязательно отражают взгляды «Великой Эпохи».

 

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА