Эксперт заявил о сокращении китайской экономики в первом квартале

Автор: 25.11.2020 Обновлено: 09.08.2023 16:28

Диана Чойлева занимается анализом китайской экономики довольно давно. Она является главным экономистом консалтинговой фирмы макроэкономического прогнозирования Lombard Street Research, которая успешно предсказала азиатский финансовый кризис в конце 90-х годов. В начале прошлого десятилетия она предугадала, что Китай станет доминирующим игроком в мировой экономике. Пять лет назад Диана Чойлева утверждала, что китайская модель роста на основе экспорта исчерпала себя, а средний рост в этом десятилетии будет на уровне лишь 5% в год. /epochtimes.ru/

В данное время руководитель отдела исследований и главный экономист Lombard Street также не верит в увеличение роста китайской экономики, но считает, что Китай всё ещё имеет средства и инструменты для решения проблемы задолженности.

— Г-жа Чойлева, каковы наиболее актуальные проблемы в Китае сегодня?

Д.Ч.: Рост экономики Китая замедлился. По нашим оценкам, в этом десятилетии ежеквартальный рост (в годовом исчислении) будет в среднем примерно 6%. А в 2014 году он был ниже 5%. В первом квартале 2015 года мы увидели сокращение роста.

— Как будут реагировать китайские власти?

Д.Ч.: В настоящее время назревает финансовый кризис, внутренний спрос рухнул. Но власти уже поняли, что они не могут просто выбрасывать деньги для обеспечения роста. Они должны провести реформы.

Пока Пекин ещё не решается на радикальные меры. Этот год станет критическим. Мы увидим, будет ли китайское руководство проводить реальные реформы.

Они идут по тонкой грани. Они не хотят, чтобы рост снизился, но и не могут избежать реформ. Пекин очень хочет избежать экономического коллапса. Не трудно увидеть их прошлые неудачи в этой стратегии.

— Как китайские власти могут решить проблему долга и в то же время избежать негативных последствий для экономики?

Д.Ч.: Они должны навести порядок, начиная с прошлых проблем. В предыдущем банковском кризисе, в середине 1990-х годов, они положили проблемы «под ковёр». Почему-то многие надеялись, что плохие долги будут списаны.

Но обязательства остались на балансах банков. В 2011 году они составляли 30% всего капитала банков. Затем в 2012 году Министерство финансов выкупило многие из тех обязательств по номинальной стоимости, и теперь они находятся на балансе правительства.

— Что делать им теперь?

Д.Ч.: Понятно, что любая очистка (от плохих долгов), в конечном счёте, означает потери. Большое значение будет иметь то, кто понесёт расходы. Будут ли банки нести часть потерь, или власти снова выкупят плохие (невозвратные) кредиты по номинальной стоимости.

Никто на самом деле не знает истинный размер всех плохих долгов в Китае. Но если китайские власти решат списать плохие кредиты, то государственный долг может увеличиться на 110% от объёма ВВП.

— Но надо же принимать какие-то меры.

Д.Ч.: Для Пекина уже слишком поздно пытаться сбалансировать экономику и ожидать значительного роста. Списание долгов будет сопровождаться низким ростом ВВП, финансовыми трудностями и болезненной экономической регулировкой. Но если они отложат реформу и снова сделают вливание денег в экономику, то получат ещё больший финансовый кризис в течение ближайших лет.

Я сомневаюсь, что события будут «чёрно-белыми». На данный момент китайские власти пытаются в определённой степени поддержать экономику и одновременно провести некоторые реформы.

Если они отвергнут реформы, то удар по экономике может быть разрушительным. Я ожидаю, что власти будут пытаться решить проблему долгов насколько возможно и в то же время принимать меры, чтобы предотвратить коллапс экономики.

Денежно-кредитные условия в стране очень жёсткие, несмотря на некоторое ослабление. Широкий рост денежной массы продолжает замедляться, а не бурно расти, как это было в течение нескольких месяцев во время кризиса в 2008 году. Я думаю, они пытаются сбалансировать экономику и выкарабкаться из сложившейся ситуации, но это крайне сложно.

— Как Вы думаете, может ли юань стать резервной валютой МВФ?

Д.Ч.: Одна из причин, почему китайские власти хотят сделать это, — они уже исчерпали свою банковскую систему в качестве источника средств для фискальной экспансии (меры по стимулированию экономики).

Они должны начать заимствовать больше от небанковского сектора. Часть этого плана — разрешение местным органам власти выпускать муниципальные облигации.

Им проще было бы занимать внутри. Но, видимо, Пекин хочет иметь возможность заимствовать по доступным ценам внешне. Сейчас они практически не имеют никаких заимствований из-за рубежа.

Чтобы сделать это, они должны иметь высокий кредитный рейтинг и доверие. Один из способов повысить доверие — сделать юань резервной валютой МВФ. Следующий этап развития Китая неизбежно предполагает увеличение официального государственного долга.

Интервью было отредактировано для краткости и ясности.

 

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА