Эксперты объясняют, почему экономика США падает каждые 18 лет

Автор: 13.04.2016 Обновлено: 09.08.2023 20:21

Экономика США в течение почти 200 лет следовала определённому циклу, и эксперты предупреждают, что если этот сценарий будет повторяться, можно ожидать, что в этом году начнётся ещё один финансовый кризис, который достигнет своего пика в 2019 году. /epochtimes.ru/

Одно из первых предупреждений о последнем финансовом кризисе исходило от экономиста и директора Land Research Trust Фреда Харрисона из Великобритании. Он начал предупреждать о таких тенденциях в 1997 году, а в апреле 2005 года предупреждал, что бум на рынке недвижимости будет продолжаться ещё три года, а потом, в 2008 году, произойдёт обвал.

Он сделал официальное заявление и рассказал о надвигающейся катастрофе тогдашнему премьер-министру Тони Блэру. Харрисон также обратился к прессе и представил свои данные. Но его, как и многих других, кто пришёл к подобным выводам, игнорировали, пока не случился кризис.

Теперь Харрисон снова предупреждает о предстоящем обвале, и его предсказания снова оказываются верными. В прошлом году он уже предупреждал об экономических сложностях, которые начали проявляться в 2016 году.

Проблема, по его словам, в том, что экономика поднимается и падает по определённому механизму.

«Мы знаем, что на протяжении многих веков цикл стоимости земли основывался на 18-летних периодах, — сказал Харрисон в телефонном интервью. — То есть существует очень чёткий 18-летний алгоритм, в середине которого всегда происходят промежуточные рецессии».

Амар Манзур, автор книги «Искусство промышленной войны» и создатель системы обучения 7Tao для производственных стандартов, пришёл к такому же выводу. Он рассказал в телефонном интервью: «Этот 18-летний цикл привёл к массовому упадку промышленности и был ахиллесовой пятой в результативности западных экономик».

Стив Ханке из Института Катона отметил такой же цикл в докладе за февраль 2010 года. Он сказал, что проблема лежит в цикле стоимости земли, который имеет эффект домино и влияет на строительный цикл, бизнес-цикл, а затем на экономику в целом.

«За исключением Второй мировой войны пик большинства циклов недвижимости составляет примерно каждые 18 лет», — пишет Ханке. Он показывает, что это происходило именно так в последние 200 лет с пиками стоимости земли в 1818, 1836, 1854, 1872, 1890, 1907, 1925, 1973, 1979, 1989 и 2006 годах.

график

Инфографика показывает 18-летний финансовый цикл. Эксперты отмечают, что этот цикл был нарушен Первой и Второй мировыми войнами, но вернулся в прежнее состояние в 2006 году. Инфографика: The Epoch Times

Две мировые войны нарушили циклы, но Ханке отметил статистику из «Депрессии 2008 года» Фреда Е. Фолдвари, которая показывает, что цикл стоимости земли, строительный и бизнес-циклы вернулись к своим прежним довоенным интервалам в 2006 году, как раз перед последним экономическим обвалом.

«Это, конечно же, не означает, что всем спадам предшествует очередной виток цикла недвижимости. Это лишь говорит о том, что все циклы недвижимости порождали экономический спад», — писал он.

Если этот сценарий повторится, следующий спад может быть не за горами. Харрисон прогнозирует, что промежуточная рецессия ударит в 2019 году, а нынешний рынок недвижимости достигнет своего пика в 2026 году с тяжёлым финансовым кризисом в конце.

Богатство и земля

Одним из ключевых факторов, часто упускаемых из виду, является то, что довольно значительная часть экономики США базируется на недвижимости. По данным Национальной ассоциации строителей жилья США, инвестиции в жилищное строительство и жилищные услуги составляют около 17% от ВВП.

Проблема заключается в том, что около 70% ВВП происходит от потребительских расходов и государственных расходов на здравоохранение, и на них влияют изменения бизнес-цикла.

ВВП по-прежнему отражает то, на что в 1776 году в своей книге «Богатство народов» указал Адам Смит — тремя компонентами для функционирующей экономики являются: заработная плата, прибыль и рента. Эта книга считается исчерпывающим текстом в классической экономической теории.

Однако, по словам Харрисона, неоклассическая школа «устранила землю из поля зрения». «Они рассматривают мир как модель из двух частей, труда и капитала, они похоронили понятие земли как части капитала», — сказал Харрисон.

банк

Очередь в сберегательный банк в Millbury, штат Массачусетс, 1929 год. Фото: OFF/AFP/Getty Images

Несмотря на ключевую роль земли и арендной платы в ВВП, считает Харрисон, она рассматривается лишь как подкатегория капитала.

Неправильность такого подхода была наглядно показана во время финансового кризиса 2008 года. Харрисон отметил, что вину возложили на «банкиров, которые глупо поступили со своими деньгами», в то время как на более глубоком уровне «проблему вызвали банкиры, участвующие в рынке недвижимости».

трейдер

Трейдер на Франкфуртской бирже 30 сентября 2008 года. Фото: Ralph Orlowski/Getty Images

«Это был вопрос недвижимости», — сказал он, отметив, что «правительства не сделали ничего, чтобы предотвратить очередной крах, потому что они контролируют банки».

«Экономика сегодня — это абстрагированная экономика, — считает Харрисон. — Экономические прогнозы должны учитывать земельные и природные ресурсы».

Работающие экономики

18-летний цикл, вызванный стоимостью земли, впервые был описан американским экономистом, специализирующимся на недвижимости, Хомером Хойтом в 1930-е годы. А решение этой проблемы впервые было предложено журналистом и политическим экономистом XIX века Генри Джорджем, который популяризировал концепцию (известную как «джорджизм») о том, что налогом должны облагаться стоимость земли и ресурсов, а не доходы и инвестиции.

Он рассматривал тяжёлое налогообложение заработной платы в сочетании с системами, которые отгораживают людей от стоимости природных ресурсов, как эквивалент рабства.

«Цикл недвижимости определяется процентной ставкой, — отметил Харрисон. — Сегодняшние рекордно низкие ставки провоцируют исключительный рост цен на жильё в самом начале текущего цикла».

«Если правительства хотят контролировать цикл, им необходимо сместить приоритеты — это означает восстановление равновесия налогового режима за счёт повышения ставки налога на имущество и снижение налогов на доходы и прибыль», — сказал он.

Налог на землю, предложенный Джорджем, теоретически может разорвать 18-летний цикл. Так как налог основан на стоимости земли, в том числе стоимости недвижимости, владельцы не будут постоянно раздувать цены.

«Нам настолько промывали мозги, чтобы мы просто не признавали значимость земли и арендной платы, думали, что экономический цикл действует, как он действует, создавая хаос, и что это так и повторяется, в то время как ситуацию можно было бы легко исправить», — сказал Харрисон.

Тайвань является примером этой системы в действии. После раскола между Тайванем и материковым Китаем коммунистический Китай верил в захват и контроль над землёй, в то время как демократический Тайвань верил в то, что рынок должен быть свободным и при этом должно осуществлять налогообложение земли, а не индивидуальной заработной платы.

«Причина, по которой Китай находится в глубокой-глубокой экономической беде, в том, что они позволили местным бюрократам забрать землю и вся система находится в состоянии хаоса», — отметил Харрисон. — И всё же, совсем рядом у них есть пример Тайваня, у которого можно поучиться».

Он заявил, что Дания является ещё одним примером страны, где также приняли систему Джорджа. Несмотря на малое количество природных ресурсов, Дания считается самым счастливым государством на Земле и у них лучший в мире рынок жилья.

«Это пример развитой экономики при очень скудных природных ресурсах, и их доход на душу населения выше, чем в Великобритании», — подчеркнул Харрисон.

Конечно, многие правительства не проявляют признаков того, что хотят изменить эти системы, поэтому предстоящие экономические спады, скорее всего, неизбежны.

Харрисон считает, что предстоящий финансовый кризис может быть худшим их тех, которые мы когда-либо видели, по той простой причине, что мировые экономики в настоящее время взаимосвязаны, как никогда раньше. Он предупреждает, что это может привести к ситуации, когда крупные державы будут вынуждены либо бороться, либо пасть.

«Мы либо разрешим это мирным путём, либо в конечном итоге закончим кровавой войной, — сказал он. — Всё указывает на то, что в конечном итоге мы закончим кровавой войной, потому что не видно никакого другого выхода».

Надвигающийся конфликт

Амар Манзур подошёл к надвигающемуся финансовому кризису с точки зрения того, что правительства вряд ли изменят систему налогообложения. Вместо того чтобы обращаться к правительствам с просьбой исправить ситуацию, он создал систему 7Tao, чтобы позволить компаниям выдержать кризис.

Манзур обучает методу 7Tao британский бизнес в сотрудничестве с системой образования британского правительства.

«Лично я не думаю, что правительства склоняются к реформам. Они просто не будут работать в этом направлении, — сказал он. — Поэтому бизнесмены сами должны узнать, как пережить те трудности, которые стоят перед нами».

«Люди с корыстными интересами предпочли бы скорее мировую войну, чем изменить свою налоговую систему», — сказал он.

Амар отметил, что надвигающийся кризис тесно связан с мировой экономикой и его влияние будет носить глобальный характер.

Он предупредил, что в этом году Запад, скорее всего, почувствует «эффект бумеранга от обвала китайского рынка жилья», и это может привести к спаду на товарных рынках, рынках облигаций и валют в мировой экономике.

«Китай страдает от того же 18-летнего цикла недвижимости, который наблюдается в западном мире, и, естественно, так как Китай является второй по величине экономикой в мире, если они чихнут, то все мы простудимся», — сказал он.

Когда в 2019 году наступит промежуточная рецессия, по его словам, последствия будут катастрофическими, так как рецессия ударит так же сильно, как кризис 2008 года.

И когда в 2026 году закончится полный 18-летний цикл, по словам Манзура, «неподлежащие оплате ипотеки, катастрофически высокие цены на жильё и неустойчивые цены на землю приведут к самому большому краху в истории человечества».

Он также предупредил, что правительства уже готовятся к конфликту, происходит наращивание военного потенциала среди большинства средних и крупных держав.

Манзур сравнил ситуацию с водопоем, когда все животные в джунглях приходят пить то, что осталось. Он сказал: «Вопрос заключается в том, что произойдёт у этого водопоя? Животные будут драться друг с другом, чтобы добраться до воды; они будут защищать своё место у воды и нападать на любого конкурента, который пытается взять воду».

В мировой экономике в настоящее время все настолько взаимосвязаны, и «очень много конкурентов хотят получить оставшийся кусок пирога; неизбежен экономический конфликт за скудеющие ресурсы».

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА