Все новости » Культура и искусство » Кино и музыка » Эвридика и Орфей

Эвридика и Орфей


В октябре в новом клубе знатоков и любителей кино «Синемафия» состоялась петербургская премьера фильма режиссёра из Армении Марии Саакян «Это не я» (2012 г.). В переводе на английский — I’m going to change my name. Этот единственный показ фильма в Санкт-Петербурге стал всего лишь третьим для него в России /epochtimes.ru/.

С недавнего времени в Санкт-Петербурге активно действует новый Культурный центр — Открытая киностудия «Лендок». Он создан этой Петербургской студией документальных фильмов, которой уже более 80 лет. С нынешней осени Центр предоставил свою площадку киноклубу «Синемафия». Его создатели, петербургские журналисты и кинопродюсеры, поставили своей целью знакомить зрителя не только с фильмами, не вышедшими в широкий прокат, но с мнением профессионалов: экспертов, актёров и режиссёров.

Картина «Это не я» признана «Лучшим игровым фильмом Армении» за 2013 год, в России она победила в номинации «Лучшая режиссура» на фестивале Киношок-2013.

Философский взгляд на мир Марии Саакян и поиски себя её 13-летней героини Эвридики из маленького городка Алаверди — суть событий картины.

Греческий миф об Орфее, творце божественных звуков и музыкальных инструментов, и Эвридике, его любимой жене, с которой он пытается воссоединиться, отправляясь за ней в мир иной — это неявная и тонкая основа сюжета, о которой постоянно намекает режиссёр.

Девочка как бы вдруг открывает для себя, что не только выросла без отца, но не имеет о нём никакого понятия. Возможно, мучительные поиски себя, как у всякого подростка, для Эвридики это поиски второй, мужской составляющей её сущности. Ей нужен сильный ведущий, который вывел бы её из мира мёртвых, в который её погружает мир такого вездесущего, но мёртвого Интернета.

Мать Эвридики Сона, изящная женщина с руками, похожими на тонкую флейту, успешный руководитель прекрасного мужского хора — личность не менее страдающая. Её хор a capella — это молодые и пожилые мужчины изящного и простого крестьянского облика, которые самозабвенно исполняют классические древние песнопения. Прекрасные мелодии звучат то в некой церкви, то в огромном заброшенном цехе бывшего, неуместного в этом горном краю завода-гиганта, однако они всегда и везде гармоничны. Они следуют божественным законам природы.

Сможет ли девочка Эвридика обрести эту гармонию? «Случайности» жизни, то есть сценария, внезапно сталкивают её с отцом. Эту роль исполнил Евгений Цыганов. Одна из встреч в современном мире закончилась бы грубым физическим контактом зрелого мужчины и молоденькой девочки. Однако режиссёру ближе тонкое провидение души Эвридики, которая ещё не всё знает, но «помнит».

В рассветный час после той встречи девочка стремглав несётся куда-то по горному серпантину. Перед ней открывается нежданное в этих суровых голых горах озеро, она бросается в него и скрывается в глубине. Зритель несколько секунд видит только гладь воды, он ошарашен, его мысли скачут, пытаясь отогнать самые страшные. Вдруг вода раскрывает объятия и девочка, уже явно повзрослевшая, выходит на берег, омытая чистыми, преобразующими водами. Она стала собой.

Главную роль в фильме искренне и естественно исполнила Арина Аджу, которую режиссёр нашла через Интернет.
Фильм неспешен. На первый взгляд, бесконечные бытовые детали в доме, на улице, в старых цехах уводят внимание, на самом деле, они своими повторами заставляют неустанно искать смыслов. Каждый находит свой.

Мария Саакян пожелала, обращаясь к зрителям клуба из Еревана: «Смотрите сердцем, и фильм раскроется перед вами». (epochtimes.ru)





Top