Все новости » Культура и искусство » Искусство » Фаберже у графа Шувалова

Фаберже у графа Шувалова


Меценатство в России живо! В ноябре прошлого года в старинном петербургском дворце на берегу реки Фонтанки появился Музей Фаберже. Этот крупнейший в России частный музей ювелирного искусства Карла Фаберже к маю 2014 года открылся также для индивидуальных посетителей. К этому времени музей уже посетили более 15 тысяч специалистов, туристов и ветеранов и инвалидов в качестве социального обязательства владельцев перед обществом.

Имя «поставщика императорского двора» Карла Фаберже более века является неоспоримым брендом великолепных ювелирных изделий и, более того, практически синонимом неповторяемых подарочных пасхальных яиц.

История называет Карла Фаберже российским немцем. Он родился в Санкт-Петербурге в семье ювелирных дел мастера, по призванию учился тонкому художественному мастерству в Европе. Его изделия в подражание скифских золотых украшений, представленные на выставке 1882 года в Москве, произвели такое впечатление на императора Александра III и его супругу, что Карл Фаберже стал придворным ювелиром. Мастерские и торговый дом К. Фаберже располагались в его собственном доме в самом центре Петербурга. Высокохудожественные изделия фирмы Фаберже заслуженно пользовались огромной популярностью. События 1917 года не прошли мимо знаменитой фирмы, её имущество было конфисковано новой властью, а сам Карл Фаберже и его мастера вынужденно покинули родину.

Изделия Фаберже частично остались в России и вошли в музейные коллекции, например, Эрмитажа. Однако значительное количество этих ценностей были вывезены в первую волну эмиграции, оставались в частных коллекциях, выставлялись на престижных аукционах. Самое крупное собрание произведений мастеров фирмы Фаберже (около 200 предметов) полвека собирал нью-йоркский медиамагнат Малькольм Форбс. Ещё до начала её распродажи на аукционе коллекцию приобрёл в 2004 году культурно-исторический фонд «Связь времён» Виктора Вексельберга.

Фонд поставил своей целью сохранить для России творчество выдающегося мастера. Для экспозиции его произведений был избран дворец Воронцовых, Нарышкиных-Шуваловых, который до конца прошлого века занимало общество Дружбы народов мира. Дворец в основном сохранил свои богатые интерьеры, но требовал реставрации, которая заняла три года. Официальное открытие музея состоялось в ноябре 2013 года.

Ринат Умаров, заместитель директора фонда «Связь времён», уверен, что «фонд здесь всерьёз и надолго», так как он создан для сохранения, изучения и популяризации культурного наследия России. Специалисты фонда и музея ведут исследовательскую работу, готовятся к осеннему научному симпозиуму, представляют свои коллекции на международных выставках, создают программы повышения уровня мастерства современных мастеров-ювелиров.

Музей Фаберже в Петербурге, в чьём собрании более четырёх тысяч произведений декоративно-прикладного искусства русских мастеров конца XIX — начала XX века, стал первым частным музеем страны, официально принятым в международное музейное сообщество ИКОМ.

Трудно отдать предпочтение одному из залов музея — так богаты представленные здесь коллекции знаменитых мастеров золотых, серебряных, эмальерных дел. Однако Синий зал, хранящий 14 пасхальных яиц Фаберже, со всей очевидностью, является его сокровищницей.

История Пасхальных яиц Фаберже связана с Александром III. Именно он, желая сделать сюрприз Марии Фёдоровне, попросил мастера приготовить подарок своей супруге. В Синем зале музея представлено это самое первое яйцо Фаберже. Оно состоит из трёх частей: золотое яйцо, покрытое белой эмалью, шарик-желток матового золота и золотая курочка, у которой в клюве была спрятана драгоценная корона. Надо признать, что такую традицию пасхальной «матрёшки», когда яйцо имело подобные составляющие, Фаберже заимствовал у европейских ювелиров XVII века.

Подарок императора имел большой успех, Фаберже ежегодно выпускал для императрицы по одному яйцу. Николай II заказывал уже по два яйца — одно матери, другое супруге.

Коллекция Музея Фаберже представляет сегодня 9 императорских яиц, включая последнее, датируемое 1916 годом. Оно, как и все изделия, носит особое название, это яйцо Георгиевское. Яйцо, украшенное георгиевской ленточкой, было заказано в честь наследника трона.

Все яйца выполнены по индивидуальному проекту, они украшены драгоценными камнями, содержат вставки-сюрпризы. Неповторимо убранство разноцветными эмалями. Многочисленные изящные ювелирные изделия, покрытые эмалью, составляют отдельную экспозицию музея. Мастера Фаберже знали секреты изготовления эмалей 144 оттенков цвета!

Одним словом, петербуржцам и гостям города стала доступной ещё одна возможность приподняться над бытом. Вспомним, Леонардо до Винчи считал, что красивые вещи делают красивой душу.





Top