Все новости » Культура и искусство » Кино и музыка » «Филомена»: умение прощать

«Филомена»: умение прощать



Целых пятьдесят лет Филомена Ли хранила свою тайну от всех. Но после долгих раздумий о том, какой грех более тяжкий — ошибка молодости или неискренность по отношению к своим родным, чаша весов перевесила, и Филомена решила открыть правду…

Однажды в Ирландии, будучи совсем молоденькой и неискушённой в любви девушкой, Филомена поддалась соблазнительным речам привлекательного юноши, и в результате этой связи родился Энтони. Отец девушки не хотел дочь даже видеть, он отправил её в монастырь «Сострадательные сердца».

Жизнь среди монашек для юных грешниц напоминала чистилище из кругов ада: тяжёлый, изнуряющий труд в прачечной с утра до вечера, с детьми мамам позволяли видеться только час в день. Но настал для Филомены день ещё более страшный, когда Энтони отдали на усыновление в приёмную семью в Америку. С тех пор Филомена пыталась разузнать о местонахождении своего сына, но безуспешно.

В день пятидесятилетия Энтони на пути Филомены повстречался бывший новостной журналист из Би-би-си Мартин Сикссмит. Слезливые сюжеты — не в стиле Мартина, он считает, что подобное пишут лишь слабовольные, уязвимые и недалёкие люди для таких же слабовольных, уязвимых и недалёких. И всё же, что-то в истории простоватой и увлекающейся бульварными романами престарелой ирландки затронуло сердце Мартина, он соглашается отправиться с ней в Америку и раскрыть её историю в журналистском расследовании…

Поклонники обладательницы «Оскара» Джуди Денч, те, в чьей памяти ещё живы её талантливые работы в картинах «Её величество миссис Браун», «Влюблённый Шекспир», «Шоколад», «Айрис», «Корабельные новости», «Миссис Хендерсон представляет», «Скандальный дневник», «Отель “Мэриголд”: Лучший из экзотических», будут рады насладиться новой актёрской работой именитой актрисы. За роль в киноленте «Филомена» актриса была номинирована на четыре престижных приза, в том числе и на «Оскар».

В роли Мартина — актёр и соавтор сценария Стив Куган.

Картина основана на реальных событиях, это экранизация романа журналиста Мартина Сикссмита «Потерянное дитя Филомены Ли». В этом году кинолента была представлена на приз «Оскар» в четырёх номинациях.

Однако режиссёр Стивен Фрирз не из тех, кто ограничивается слезливой историей, предназначенной для «слабовольных, уязвимых и недалёких». 72-летний обладатель двух «Золотых медведей» Берлинского кинофестиваля Фрирз («Королева») саму трогательную историю разворачивает лишь на фоне, основное внимание уделяя жизненной позиции двух людей, принадлежащих к разным социальным слоям.

Автор картины затрагивает по-настоящему серьёзный вопрос: кто такой истинно мудрый человек? По каким критериям определить мудрость человека?

Филомена Ли — женщина, живущая в весьма стеснённых материальных условиях, малообразованная, она даже не способна правильно произнести слово «Оксфорд». Но она глубоко уверена, что «нужно быть вежливым со всеми, поднимаясь наверх, так как этих же людей можно вновь встретить, опускаясь вниз». К тому же, Филомена обладает глубокой внутренней сообразительностью, подсказывающей, что летающие первым классом — не всегда первоклассные люди.

Мартин Сикссмит, напротив, человек обеспеченный, получивший отменное образование, чётко осознающий своё превосходство над основной серой массой человечества. Мартин высокомерно считает себя умнее большинства, однако в вопросах веры он проявляет настоящее невежество.

Фундаментальные вещи, вроде миссии человека на Земле, смысла его существования, остаются за пределами уразумения Мартина. Он даже не способен увидеть, насколько «слабовольны, уязвимы и недалёки» его собственные суждения о Боге, вере, религии. На самом деле он даже не способен увидеть различия между религией и верой.

Своим ограниченным человеческим мышлением Мартин пытается анализировать поступки Бога, загнать их в какие-то свои рамки понимания добра и зла. В мышлении журналиста рисуется примерно такое понимание существования Господа: Бог — старый дяденька, сидящий на краю облака и с улыбкой на лице неизменно творящий добро. Если же это не так, то Бог либо злой, либо его не существует.

Мартин Сикссмит ещё даже не дошёл до понимания, что религия, трактованная людьми, имеет очень мало общего с истинной верой, с той верой, что живёт в сердце человека и определяет его отношение к окружающему. В чём смысл жизни человека — это, возможно, не понимает и Филомена, но она на пути к осознанию этого. В этом смысле именитый журналист далеко отстал от простоватой ирландки.

Своё понимание смысла происходящего в жизни человека авторы киноленты демонстрируют, приводя высказывание Артура Эддингтона: «В конце всех своих поисков мы вернёмся туда, откуда начали, и увидим это место словно впервые». Это и есть сам процесс жизни, во время которого человек сумел кое-что уразуметь, увидеть в новом свете, сделать шаг вперёд на пути познания.





Top