Герои-чудовища исландских саг

The Epoch Times18.02.2021 Обновлено: 14.10.2021 12:56

Средневековая литература Исландии в эддах и сагах рассказывает о древней Скандинавии: мифах и легендах Севера, чудовищах, героях эпохи переселения народов, путешествиях викингов и заселении Исландии, приходе христианства и образовании в Скандинавии королевств. /epochtimes.ru/

Она также рассказывает нам о чудовищах — ведь литература средневековой Исландии богата и сверхъестественным. В мифологии боги и люди борются с великанами. В сагах люди сражаются с силами хаоса, троллями и призраками — чем-то вроде помеси вампира и зомби, населяющими дикие горы и нагорья Норвегии и Исландии. Или, по крайней мере, это то, что происходит, на поверхностный взгляд.

Сага об исландцах

«Сага об исландцах», XVIII век. Фото: Public domain

Тролли — не всегда тролли

Однако чудовища никогда ясно не очерчены. Из-за их гибридной природы чудовища не могут быть легко классифицированы — на самом деле они требуют более детального подхода и прочтения. Такое прочтение вскоре приводит к осознанию того, что не все чудовища представляют одинаковую угрозу. Ведь тролли — это не всегда тролли.

На самом деле слово «тролль», которое, как мы сейчас понимаем, обозначает что-то вроде живущего в горах людоеда, использовалось для ряда различных видов персонажей: ведьм, живых мертвецов, берсеркеров, а также людей, которые были крупнее и сильнее, или уродливее, чем обычные люди. Это приводит нас к героям-чудовищам средневековых исландских фамильных саг или Íslendingasögur.

Эгиль Скаллагримссо, иллюстрация из рукописи XVII века «Сага об Эгиле».

Эгиль Скаллагримссо, иллюстрация из рукописи XVII века «Сага об Эгиле». Фото: Public domain

Получудовище-полугерой

В этих текстах мы встречаем персонажей, которые являются и троллевидными чудовищами, и героями-людьми, которые и угрожают, и защищают общество и поэтому привлекают наше внимание к тому, что граница между чудовищностью и героизмом не только тонка, но и регулярно пересекается.

Тогда как некоторые из существ, которых называют троллями, особенно призраки, а также ведьмы и даже берсеркеры, являются однозначно чудовищными, персонажи, которые занимают наиболее двусмысленную позицию в промежуточном состоянии между чудовищностью и героизмом — это преступники. Но они также являются персонажами, которые увлекли воображение исландцев больше всего: есть три саги, которые, по общему мнению учёных, являются крупнейшими рассказами о преступниках. Это саги о Греттире Асмундарсоне, Гисли Сурссоне и Хёрдуре Гримкельссоне.

Lithograph-of-Hordur-Grimkelsson

Хёрдур Гримкельссон. Литография. Фото: Public domain

Есть также саги, которые рассказывают похожие истории о людях-изгнанниках, такие как «Сага о названных братьях» (Fóstbræðra saga) или «Сага о народе Кьяларнес» (Kjalnesinga saga). Все эти неявные герои соприкасаются не только с обществом, но и с тем, с чем человек сталкивается, когда оставляет далеко позади социальные пространства: с чудовищным.

Это связано не столько с их физическим местонахождением в «дикой местности», сколько с тем, как они взаимодействуют с обществом: когда Хёрдур занимается налётами со своей бандой, он становится угрозой для местного сообщества. И такая угроза экономическому росту и социальной стабильности должна быть устранена. Однако если бы эти персонажи представляли собой лишь угрозу, были лишь чудовищами, о них не было бы сложено саг. Они также герои, защитники общества, которому сами угрожают.

Жители окраины

История о Греттире Асмундарсоне Сильном — особенно интересный пример. За 19 лет, которые Греттир провёл как преступник в Норвегии и Исландии, он постоянно движется между человеческим обществом и изоляцией в качестве «чудовища», никогда полностью не принадлежа ни тому, ни другому. Когда он ворует у местных фермеров или не даёт людям жить своей жизнью на их земле, он становится в глазах общества чудовищем. Но когда он борется против троллей и призраков, выполняя задания, которые никто другой выполнить не в состоянии, то становится хранителем средневековой исландской галактики, состоящей из ферм и овец.

Легенды и Саги древнего Севера

Греттир. Фото: Public domain

В этой двойственности Греттир, Хёрдур и другие могучие троллевидные мужчины не слишком отличаются от героев-чудовищ дня сегодняшнего. У Брюса Баннера явные проблемы с контролем над гневом, но когда он превращается в Халка, его сила позволяет ему совершать удивительные подвиги в защиту общества. Но двойственная природа его персонажа может также заставить его выступить против своих друзей и союзников, точно так же, как Хёрдур выступает против своей семьи, когда хочет сжечь свою собственную сестру в её доме.

Эта текучая неразрывность между чудовищностью и героизмом широко представлена в средневековой литературе. В «Беовульфе» или Táin Bó Cúailnge («Похищении скота из Кули»), точно так же, как и исландских сагах, есть своя доля героев-чудовищ. И это приводит нас в восторг даже сегодня.

Ребекка Меркельбах

Источник: The Conversation 

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА