Гордон Чан: Китайская экономика скоро перейдёт в свободное падение

Автор: 01.03.2017 Обновлено: 09.08.2023 20:24

Гордон Чан, американец китайского происхождения, проживший в Китае и Гонконге 20 лет, в 2001 году выпустил свою нашумевшую книгу «Грядущий крах Китая». Он предсказал крах китайской экономики и коммунистической партии в течение десяти лет. /epochtimes.ru/

Чан в интервью английской версии Epoch Times рассказал о ситуации в Китае в 2017 году, которая выглядит внешне стабильной, и о причинах реальных, но скрытых проблем.

— Китаю удалось стабилизировать свою экономику в 2016 году, справится ли он с этим в 2017?

Гордон Чан: Китай выглядит сильным, но на самом деле он слаб. Он прошёл точку возврата.

У Китая огромные долги. Это старая тактика использования долга для поддержания экономического роста. И они действительно стабилизировали экономику. Производственный сектор является бенефициаром. Мы начинаем наблюдать некоторую инфляцию. Но стоимость этого огромна. Это просто отчаяние, ведущее к безрассудству.

Китай должен провести реформы в 2017 году. Но они не будут это делать по политическим причинам. Осенью этого года состоится съезд партии, на котором либо объявят нового лидера, либо Си Цзиньпин останется у власти. Это решающее событие.

Они попытаются провести свою линию. Си Цзиньпин отнял министерский портфель у Ли Кэцяна. Он получает доверие, но также и ответственность, и критику. Он постарается не допустить какого-то большого разрушительного события до съезда партии. Это очевидно, но многие люди не исключают такую возможность.

Я думаю, что они успешно проведут свою линию на партийном съезде. Но после этого их ждёт провал. Они не хотят ничего изменять до тех пор, пока у них не появится реальная возможность сделать это. Они попытаются создать новые рабочие места и удержать рост ВВП около 7%.

Даже если ВВП растёт, долг Китая растёт в 5 раз быстрее, чем ВВП. Пекин может обеспечить рост экономики, строя города-призраки и скоростные железные дороги в никуда, но это небесплатно и неустойчиво.

После съезда партии китайская экономика перейдёт в свободное падение. Единственное, что может изменить её, это фундаментальные экономические реформы. Но китайские власти действуют регрессивным образом, они снова вернулись к стимулированию. Это уводит Китай далеко от экономики потребления, от частных компаний к государству.

Китайская мечта о сильном государстве несовместима с рыночными реформами. Даже если Си добьётся либерализации и изменений, этого было бы слишком мало и слишком поздно. Стимулирование увеличит основные дисбалансы.

— Что происходит под поверхностной стабильностью?

Гордон Чан: Посмотрите на то, что произошло в прошлом году. Отток капитала, вероятно, был выше, чем в 2015 году. И в 2015 он был беспрецедентным, где-то между $900 млрд и $1 трлн.

Китайцы видят, что экономика не растёт. Люди обеспокоены политическим руководством страны, они чувствуют, что конец близок, поэтому и переводят свои деньги за границу.

Многие уезжают. Молодые китайцы раньше уезжали в Америку, чтобы получить образование, потом они возвращались. Теперь китайские дети получают образование за рубежом, потом пытаются найти работу в каком-нибудь инвестиционном банке, чтобы остаться. Вещи не так хороши дома, как утверждает Пекин.

Для того чтобы остановить отток капитала и поддержать стабильность, они установили драконовский контроль за движением капитала начиная с октября-ноября 2016 года.

Они наложили некоторые реальные ограничения на исходящие инвестиции для корпораций и транснациональных корпораций. Они могут делать это, но как долго? Они не побуждают людей вкладывать деньги в Китае, потому что не знают, смогут ли они взять их обратно. Несмотря на контроль, были рекордные оттоки. Отток капитала во второй половине года, когда ввели ограничения, был даже выше, чем в первой половине.

Они будут продолжать сглаживать острые углы после съезда, но у них не будет возможности продолжить игру. Это касается доверия, есть дефицит доверия в Китае.

— Они также используют свои валютные резервы, чтобы сдержать падение юаня. Международный валютный фонд, например, заявляет, что $3 трлн, которые у них есть, достаточно, чтобы поддерживать экономику.

Гордон Чан: Они могут просто дать вам любые цифры, и вы не знаете, правильные ли они, так же, как с ВВП. Вы не можете пойти в Государственную администрацию иностранной валюты (SAFE) и просматривать их книги. Они могут сообщить что-либо, и вы не знаете, так ли это. У них есть серьёзные причины подделывать эти числа.

Мы также знаем, что у них есть обязательства по срочным сделкам при игре на понижение. Они продают дериваты (производные финансовые инструменты) через государственные банки. Если вы посмотрите на оценки валютных резервов каждый месяц, они всегда опережают обследования. Китай всегда обгоняет. Не нужно быть гением, чтобы понять, что представленный объём валютных резервов не может быть правильным. Недостоверная информация о валютных резервах сводит к минимуму проблемы, поэтому люди продолжают верить в стабильность валюты.

Я думаю, что у них нет $3 трлн. Согласно моим источникам, у них всего $500 млрд, плюс $1 трлн неликвидных инвестиций — то есть $1,5 трлн, чтобы защитить валюту. Таким образом, валютные запасы не столь велики, как хотелось бы Пекину.

— То есть им придётся девальвировать юань рано или поздно.

Гордон Чан: Я не думаю, что они будут девальвировать до XIX съезда партии.

После этого они девальвируют, но не до 8, как надо (в настоящее время курс юаня составляет 6,9 за доллар). Недостаточная девальвация пошатнёт уверенность людей в валюте. В результате станет ясно, что их резервные цифры являются неправильными. Но им нужно защитить свою валюту от иностранной валюты.

Си Цзиньпин говорит, что китайская мечта — это сильный Китай. Таким образом, он несёт ответственность за всё. Обесценивание валюты не принесёт пользу китайским потребителям. Власти продолжают принимать глупые решения. Это политическая система — политический императив слишком сильный. Было бы слишком неудобно проводить крупные реформы. Они всегда пытались предотвратить естественные экономические преобразования. Это привело к ещё большему дисбалансу.

У Китая не будет ещё одного 2008 года, это будет китайский 1929-й.

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА