Гордость российской истории. Владимир Мономах простил убийство своего сына ради интересов родины

Автор: 26.08.2020 Обновлено: 28.10.2021 20:05

Если вспомнить древнерусскую историю, то кажется, что князья только и делали, что убивали друг друга, травили, подсылали убийц, воевали с целью захвата власти и расширения своих владений.

Если учесть, что русские князья, в силу порядка престолонаследия все были между собой довольно близкими родственниками, то складывается довольно тягостное впечатление о морали, нравственности и законности того времени. Но всё было далеко не так однозначно.

Владимир Мономах — яркий пример тому, что даже в период феодальных усобиц на Руси далеко не все князья ставили захват власти и земель выше нравственных законов.

Владимир Всеволодович (Мономах) был внуком Ярослава Мудрого, ещё одним внуком был Олег Святославич. Внуки Ярослава Мудрого, по инициативе Владимира Мономаха объединились для борьбы с половцами, чьи набеги разоряли русские земли. Все, кроме Олега Святославича, который, правил в Чернигове и постоянно прибегал к помощи тех самых половцев для увеличения своих владений и укрепления власти.

Двоюродные братья потребовали от Олега приехать в Киев на Всерусский княжеский съезд, чтобы разобраться во всех обидах в присутствии духовенства, видных бояр и горожан и заключить договор о порядке на Руси. Однако Олег высокомерно ответил: «Не вместно меня судить епископам, игуменам или смердам».

На это князья ответили Олегу: «Это ты потому ни на поганых (половцев) не ходишь, ни на совет к нам, что злоумышляешь против нас и поганым (половцам) хочешь помогать, — пусть Бог рассудит нас».

Олег был вынужден явиться на переговоры. Приговор братьев был суров: Олег был лишён Чернигова, ему определили жить в лесном Муроме, подальше от половецкой степи, а пока же обретаться у брата в Смоленске, потому что в Муроме находился сын Мономаха Изяслав. Чернигов же оставляли за другими братьями Олега.

От Олега потребовали также явиться на общий съезд русских князей для объединения сил против половцев.

К этому времени против Руси объединились две мощные половецкие орды — хана Тугоркана и хана Боняка. Их набеги происходили почти одновременно.

Пока Святополк и Мономах проводили время в изнурительной и жестокой борьбе с половцами, Олег снова подал о себе дурную весть. Он ушёл из Смоленска, двинулся на Рязань, взял её и направился к Мурому, где ещё княжил Изяслав Владимирович.

Дядя шёл на племянника, считая Муром своей «отчиной». А племянник поднимал против дяди весь северо-восточный край. Поскакали гонцы в Ростов, Суздаль, Белоозеро, Новгород: Изяслав просил у братьев помощи против Олега.

Около Мурома войска Олега и Изяслава встретились в решающей битве. Олег одолел муромскую дружину малоопытного и молодого Изяслава. Сам муромский князь пал в бою. Мономах лишился в междоусобной борьбе первого сына.

Вскоре Олег получил письмо от Владимира Мономаха. Тот взялся за перо, когда узнал из письма Мстислава о гибели сына. «О я, многострадальный и печальный! — писал потрясённый Владимир Мономах своему заклятому врагу. — Много борешься душа с сердцем и одолеваешь сердце моё; все мы тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным судьёю, не покаявшись и не помирившись между собой».

Мономах обращался к Олегу со словами мира и страдания. Он предлагал не губить Русскую землю, сам же не собирался мстить за сына, полагая, что смерть воина в бою — естественное дело.

«А мы что такое, люди грешные и худые? — философски размышлял Владимир, — сегодня живы, а завтра мертвы, сегодня в славе и в чести, а завтра в гробу и забыты, — другие собранное нами разделят».

Мономах призывал Олега положить конец кровопролитию, договориться обо всех взаимных обидах. Мономах признавал свою неправоту и говорил, что он простой смертный человек. Говорил он и о несправедливостях и жестокости Олега.

В заключение он писал: «Не от нужды говорю я это, не от беды какой-нибудь, посланной богом, сам поймёшь, но душа своя мне дороже всего света сего. На Страшном суде без обвинителей сам себя обличаю».

Это письмо, написанное рукой отца, тяжело переживающего смерть сына, являет собой образец высокого гражданского мужества, способности человека перешагнуть через личное несчастье, через попранные амбиции ради интересов Родины.

В этом письме Владимир Мономах показал себя человеком, которому, несмотря на жестокость времени, не чужды высокие гуманистические идеалы.

Но даже эти слова не подействовали на Олега, и он ответил отказом. Более того, он начал готовиться к походу на Новгород, чтобы выбить оттуда старшего сына Мономаха, своего крестника Мстислава.

Теперь против Олега поднялось всё Мономахово племя во главе с самим князем Владимиром. Это был вынужденный шаг Владимира, который уже исчерпал все возможности мирного разрешения конфликта. Против Олега выступила новгородская рать. В подмогу ей Мономах направил другого сына Вячеслава, дав ему свой родовой стяг.

Новгородцы быстро выбили отряды Олега из северных городов. Уходя из Суздаля, Олег поджёг город. Укрылся он в Муроме. Здесь неподалёку от города Мономаховичи одолели войско Олега.

В решающий момент битвы юный Вячеслав приказал вынести вперёд стяг Мономаха, и воины Олега дрогнули, полагая, что это сам Владимир пришёл отомстить за смерть сына. Сдав Муром, а потом Рязань, Олег запросил мира и поклялся на кресте прибыть на княжеский съезд для решения всех общерусских дел.

По словам летописца, князья сказали на съезде: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя ссоры навлекая? А половцы землю нашу расхищают и радуются, что нас раздирают междоусобные войны. Да с этих пор объединимся чистосердечно и будем охранять Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей» («каждо да держнть отчину свою»).

Князья договорились, что за каждым из них сохраняются земли их отцов — детей Ярослава Мудрого. За нарушение этого порядка князьям-отступникам надлежало держать ответ перед всей землёй. Им грозило наказание со стороны остальных князей. На этом договоре участники Любечского съезда целовали крест в знак верности соглашению.

В советской исторической науке сложилось твёрдое убеждение, что Любечский съезд узаконил политический распад Руси. Это виделось в знаменитой летописной фразе «каждо да держнть отчину свою». Так утверждали и до сих пор утверждают школьные и вузовские учебники.

Но есть и другое видение задачи съезда — прекратить распри и объединится перед лицом внешней угрозы. И цель была достигнута последующим могучем единстве Руси времён Владимира Мономаха и Мстислава.

Акцент в летописи был сделан как раз не на обособлении отдельных княжеских «отчин», а на другом: «Да ноне отселе имемся въ едино сердце, и блюдёмъ рускые земли».

 

Литература:
А. Н. Сахаров, История России с древнейших времён до конца XVII века

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА