Хокусай ― художник жизни

Автор: 14.01.2021 Обновлено: 16.05.2023 14:38

Кацусики Хокусай (1760-1849 гг.) сегодня является самым знаменитым японским художником. «Большая волна в Канагаве» и другие гравюры с видами на гору Фудзи узнаваемы во всём мире.

Гравёр, живописец и иллюстратор, этот удивительный художник, известный под именем Хокусай, создал тысячи работ. Эта удивительная продуктивность объясняется его любознательностью и долгожительством. Он прожил 89 лет, из них 70 лет посвятил творчеству.

Разноплановые картины

Хокусай начал рисовать в возрасте шести лет. Его творчество отличалось удивительным многообразием. Он изображал сцены повседневной жизни, женщин, рыбаков, квартал удовольствий Эдо, простых людей, актёров кабуки, гейш и борцов сумо.

Будучи большим любителем литературы, он не только делал иллюстрации к сборникам китайской поэзии, но и создал серию гравюр «Зеркало поэтов Китая и Японии». Эти гравюры отличаются созерцательным настроением, герои часто изображены со спины. Среди этих персонажей можно найти Ли Бо и Су Дунпо. Хокусай рисовал сцены из биографий поэтов или элементы, намекающие на сюжеты их произведений.

Другая часть его работ посвящена легендам, выдающимся личностям Китая, батальным сценам и жизни самураев.

Распространение буддизма в Японии проложило путь для создания связей между культурами Японии, Индии и Китая. Влияние этих двух стран на Японию проявилось в легендах и божествах, которые были позаимствованы японцами.

В гравюрах Хокусая представлена мифология индуизма: на них изображены апсары ― небесные или морские девы в образе танцовщиц или музыкантш в сопровождении птиц. Кроме небесных красавиц он рисовал Будд и Даосов, синтоистских божеств, мудрецов, одержавших победу над жадностью и желаниями, призраков и драконов. Одна из самых ярких работ, посвящённая поклонению Будде, это «Паломники, посещающие статую Великого Будды» (1797-1801 гг.).

«Дайбуцу» («Великий Будда») ― это гигантские статуи Будд высотой до 15 м, установленные в некоторых японских святилищах. На гравюре «Паломники, посещающие статую Великого Будды» храм окутан туманом, поэтому его не видно, лишь в верхней части изображено величественное лицо статуи. Крошечные паломники изображены со спины, они с восхищением смотрят на храм, подняв головы.

Хокусай очень любознательный и внимательный, он наблюдает за природой и изображает её: пейзажи, море, горы, озера и водопады. Он преобразил гравюру японского пейзажа, его работы стали воплощением духовности Японии. В его пейзажных гравюрах сочетались принципы традиционного японского искусства и западное влияние. Он сумел интегрировать западные правила перспективы в традиционные изображения пейзажей. В серии «Тридцать шесть видов горы Фудзи» (1830-1834 гг.) используется перспектива с разных точек обзора: с гребня волны, высоты балкона, низины рисовой плантации, со спины лошади в галопе. Его пейзажи всегда оживлены сюжетами, в них добавлены персонажи, которые любуются на пейзаж или заняты каким-то делом, что вносит в картины удивительный динамизм.

Мир животных

Художник наделял жизнью каждый элемент природы, каждый цветок, каждое насекомое, каждый предмет. Всё пронизано дыханием жизни. Он рисовал животных и насекомых. Лягушки, рыбы, пчёлы, бабочки, птицы, цветы и деревья заполняют его рисунки, картины на шёлке и гравюры и отражают утончённый стиль художника.

Хокусай часто изображал животных в движении и создавал динамические композиции, например, борьбу между птицей и змеёй в работе «Фазан и змея» (1830-1833 гг.); птицу в полёте в картине «Снегирь и вишня в цвету» (1834 г.); в картине «Тигр, смотрящий на Луну» (1844 г.).

Насекомые часто присутствуют в мангах — пособиях по рисованию для молодых художников.

Отец манги

Он создал «мангу Хокусая». В ту эпоху под мангой имелись виду не комиксы, а своего рода художественные пособия с множеством деталей и зарисовками из жизни. Эти рисунки были опубликованы в 15 томах и считались «энциклопедией японского народа» и повседневной жизни Японии эпохи Эдо.

Каждый том посвящён конкретной тематике: животные, танцы, ремёсла, быт, легенды, растения и т. д. Сегодня многие учатся, как нарисовать аниме лицо, например, осваивая уроки рисования. В Японии эта традиция теперь очень популярна.

Человек с множеством имён

Хокусай неоднократно менял своё имя и брал разные псевдонимы. Считается, что у него было больше сотни имён. При рождении ему дали имя Токитаро; когда он занимался рисованием портретов актёров, он носил имя Сюнро; во время обучения в школе Ринпа и создания дорогих гравюр он использовал имя Сёри. Хокусай ― это имя, которое он принял, став независимым художником. Свои пособия по живописи он подписывал именем Таито. Его последним псевдонимом стал Гакё Рёдзин Маньцзи ― «старик, без ума от живописи».

Популярность во Франции

«Старик, без ума от живописи», как он сам себя называл, был источником вдохновения для французских художников. В его родной стране Хокусай никогда не имел официального признания, а во Франции он его получил. Во второй половине XIX века художник Феликс Бракмонд нашёл пачку его манг, которые служили… обёрточной бумагой для фарфора в посылке. Он пришёл в восхищение и использовал их для росписи на сервизе. Эдмон де Гонкур, учредитель Гонкуровской премии, обнаружив рисунки Хокусая в стиле укиё-э (буквально означает «плывущий мир»), написал о них книгу. Европейские художники-импрессионисты коллекционировали работы Хокусая и черпали в них идеи. Критики также высоко оценили его искусство. Через эти рисунки французы получили представление о жизни в Японии. Хокусай, который в Японии имел популярность только среди среднего класса, во Франции был признан гением.

 

Версия на французском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА