Храбрость, мужество и верность: как встретили на Руси нашествие монголо-татар

Автор: 26.08.2020 Обновлено: 28.10.2021 20:17

Период монголо-татарского нашествия — одна из самых страшных страниц истории Руси. Многие летописцы посвятили не одну страницу своих трудов жестоким захватчикам и смелым защитникам. Давайте вспомним те яркие моменты этого страшного времени, которые заставляют гордиться нашими предками.

Основные силы монголо-татар обрушились на Русь с 1237 по 1242 год, когда Батый, перейдя Среднюю Волгу, повёл свои тумены (от слова «тьма») на запад, по водоразделу между северными и южными реками.

Первым на очереди было Рязанское княжество. Ханские послы, самоуверенные и наглые, появились в его столице, и великий князь Юрий Игоревич выслушал их. От имени своего господина они передали требование: все рязанские князья, от великого до удельных, должны дать ему десятину (десятую часть) — «во князех, и в людех, и в конех, и в доспесех».

Князь Юрий созвал совет с участием муромского и пронского князей. Он и сформулировал ответ хану: «Только когда нас не будет, все то ваше будет».

Рязанцы встретились с монголами на Воронеже. Битва закончилась полным поражением. По всему княжеству прошли ордынские тумены, всё разорили, пожгли, пограбили.

«Град и земля Рязанская изменился, — записал позднее (XIV в.) автор «Повести о разорении Рязани Батыем», — и отыде слава ея и не бы что в ней было ведати, токмо дым и земля и пепел».

Князь Фёдор и его жена Евпраксия

В «Повести о разорении Рязани Батыем» (памятник древнерусской литературы) есть рассказ о сыне рязанского князя Фёдоре и его жене Евпраксии, как образце верности и любви.

«И послал <князь Юрий сына своего князя Фёдора Юрьевича Рязанского к безбожному царю Батыю с дарами и великими мольбами не воевать Рязанской земли. Князь Фёдор Юрьевич пришёл на реку Воронеж к царю Батыю и принёс ему дары и молил царя, чтобы не воевал он Рязанской земли. Безбожный царь Батый, будучи лжив и немилосерд, принял дары и неискренне обещал не ходить войною на Рязанскую землю. И грозился-хвалился воевать землю Русскую».

Приняв подарки, Батый выдвинул новые унизительные требования: помимо выплаты дани, он велел отдать в жёны монгольской знати княжеских сестёр и дочерей.

«И кто-то из рязанских вельмож из зависти нашептал безбожному царю Батыю, что князь Фёдор Юрьевич Рязанский имеет княгиню царского рода, прекрасную собой». И лично для себя Батый потребовал красавицу Евпраксию, жену Фёдора.

Княжич ответил решительным отказом и вместе с послами был предан мучительной казни:

«Безбожный царь Батый разъярился и оскорбился и сразу же приказал убить благоверного князя Фёдора Юрьевича, а тело его повелел бросить зверям и птицам на растерзание, и иных князей и посольских воинов убил… И уберёгся один из дядек князя Фёдора Юрьевича по имени Апоница, и глядя на блаженное тело, почестей достойного своего господина, и видя его брошенным, горько плакал, и взял любимого своего государя и похоронил тайно».

«И поспешил к благоверной княгине Евпраксии и рассказал ей, как нечестивый царь Батый убил благоверного князя Фёдора Юрьевича. Благоверная княгиня Евпраксия тогда стояла в превысоком тереме своём и держала на руках любимое дитя своё князя Ивана Фёдоровича. И услышав столь смертоносные, полные горя слова, кинулась тут из превысокого своего терема с сыном своим князем Иваном на землю и разбилась насмерть».

Евпатий Коловрат

В другом сочинении, сказании о Евпатии Коловрате, сохранена легенда о рязанском боярине, воеводе и богатыре.

Вернувшись из Чернигова и увидев разорённые родные очаги, он с отрядом в 1 700 человек нагнал ордынцев, ушедших из рязанских пределов, уже на Суздальщине. Бесстрашно налетели малочисленные полки Евпатия на врагов, начали их «немилосердно истреблять». Все храбрецы погибли, но перебили немало ордынцев.

Сами военачальники хана Батыя удивлялись их отваге:

«Мы со многими царями, — так говорит об этом предание, — во многих землях, на многих бранях бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Ибо эти люди крылатые, не знающие смерти, так крепко и мужественно, ездя, билися: один с тысячей, а два с тьмою. Ни один из них не может уехать живым с побоища».

Есть предание, что посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия: «Чего вы хотите?» И получил ответ: «Только умереть!»

Согласно некоторым преданиям, монголам удалось уничтожить отряд Евпатия только с помощью камнемётных орудий, предназначенных для разрушения укреплений:

«И навадиша на него множество пороков, и нача бити по нём ис тмочисленых пороков и едва убиша его».

Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского богатыря, Батый, сказав: «О, Евпатий! Если б ты у меня служил, я держал тебя у самого сердца!», отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых рязанским воинам и в знак уважения к их мужеству, повелел отпустить их, не причиняя им никакого вреда.

Оборона городов Руси

В верховьях Оки неожиданно застряли монголо-татары на семь недель у маленького Козельска. «Злой город» — так они его прозвали из-за долгих и бесплодных штурмов, больших потерь. Это их унижало и гневило. Козельчане же, от мала до велика, сражались с врагом, отбивали их яростные приступы.

Когда ордынцы проломили крепостную стену, защитники города взялись за ножи. Все козельчане погибли — одни во время схваток, других, вплоть до младенцев, хан Батый приказал убить после захвата города.

Один из ордынских отрядов встретил столь же стойкое сопротивление под стенами Смоленска. Здесь, по преданию, отличился некий юноша Меркурий — «прехрабро скакал по полкам, как орёл летает по воздуху». Монголо-татарский отряд потерпел поражение.

Всё это испытали на себе и киевляне. Оборонялись они с отчаянной храбростью. Ими руководил воевода Дмитр, князь же Михаил бежал из города.

Осаждающие разбили в конце концов стены у восточных Лядских ворот, ворвались на них; «и тут было видно, как ломались копья и щиты разбивались в щепки и стрелы помрачали свет».

Целые сутки шло жаркое сражение внутри города. Монголы одолевали. Многие жители, прихватив что-то из имущества, укрылись в Десятинной церкви. Скопилось их столько, что рухнули своды. Дело довершили завоеватели. Все русичи погибли.

Навсегда исчезли и многие рукописные книги, хранившиеся здесь издавна или принесённые киевлянами в последние дни; среди них, очевидно, имелись ценнейшие летописи и другие памятники, подобные, возможно, «Слову о полку Игореве».

Примечательно, что Батыевы воины, по-видимому, по указанию самого хана, израненного воеводу Дмитра «не убили ради его храбрости». Даже такой жестокий враг умел ценить беззаветное мужество воина.

 

1. Сахаров А. Н. История России с древнейших времён до конца XVII века
2. Повесть о разорении Рязани Батыем на древнерусском (транслитерация) и русском языках (Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
3. С. М. Соловьёв. История России с древнейших времён т.3, глава 2

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА