Интервью с экспертом по Китаю. Хронический экономический кризис в Китае

Автор: 21.04.2021 Обновлено: 09.08.2023 20:24

В годы бума аналитики просто должны были догадаться, на сколько процентов вырастет экономика Китая — на 10% или на 12%. Всё больше подробностей о хронической задолженности Китая появлялось в начале этого десятилетия. Некоторые аналитики начали предсказывать полномасштабный финансовый кризис, а в последнее время — резкую девальвацию китайской валюты. /epochtimes.ru/

Эксперт по Китаю Фрейзер Хоуи никогда не был поклонником китайского режима или его модели роста, основанной на кредитной политике. Но он понимает, что в распоряжении Китая есть много инструментов для того, чтобы избежать кризиса в стиле Lehman Brothers (крупного американского инвестиционного банка, обанкротившегося в 2008 году). Поэтому Хоуи имеет более тонкое представление о китайской экономике, которая находится где-то между бумом и спадом.

Он является соавтором трёх книг о китайской финансовой системе, в том числе книги «Красный капитализм», признанной Книгой года в 2011 году журналом The Economist. В течение 20 лет жизни в Азии он занимался торговлей, аналитикой и писал о финансовых рынках Азии.

Epoch Times взяла интервью у Хоуи, попросив рассказать о Китае, который будет больше похож на Японию 1990-х годов, чем на Соединённые Штаты в 2008 году.

— Является ли китайский финансовый кризис неизбежным?

Ф.Х.: Некоторые люди недоумевают, почему экономика Китая всё ещё не развалилась. Кризис может продолжаться в течение длительного времени благодаря способности режима выдумывать новые бухгалтерские трюки и перемещать деньги из левого кармана в правый карман.

Прежде всего нет никаких доказательств проведения каких-либо реформ, широкого охвата рынка, уменьшения вовлечённости режима в экономику. Главенство государства сохраняется в экономике.

В прошлом году обстановка была до некоторой степени благоприятная, наблюдался рост экономической активности, более сильные цены на сырьевые товары. Не слишком оптимистично, но и без паники.

Но это не значит, что все проблемы решены. Они просто избежали худшего из возможных сценариев.

— Где проявляется стресс?

Ф.Х.: Существует большое напряжение на некоторых неликвидных рынках облигаций и межбанковском рынке, а также в валютной сфере. Что потрясает меня, так это тупость сохранения произвольных целевых чисел для валюты или валютных резервов.

Можно торговать с семью юанями за доллар без всяких проблем. Но Народный банк Китая (НБК) не желает, чтобы торговля осуществлялась в полном валютном диапазоне.

Все боятся, что курс выйдет за рамки семи (юаней за доллар). Это побудило НБК подкорректировать некоторые данные и заявить, что курс сохранился. Это смешно.

Почему так важно удерживать семь? Валюта слабеет, мы знаем, что это ослабление. Туристы в аэропортах уже получают семь и хуже.

В Китае эти цифры становятся важными психологически, но не экономически. $3 триллиона валютных резервов — ещё один пример. Три триллиона — большое число, но $2,8 трлн — тоже немаленькое.

Это создаёт огромную панику и беспокойство о том, будут ли изменены цифры или нет. Китай должен отойти от этой анкеровки. Они медленно, начиная с ВВП, теперь заговорили о диапазоне чисел.

— Есть ли что-то положительное?

Ф.Х.: Хорошие новости о китайской экономике в том, что она продолжает действовать наобум, избегая худшего результата, но это не означает, что не будет наихудшего или что всё будет замечательно.

В 2017 году одна вещь выглядит угрожающей — это Дональд Трамп. А в Китае будут выбирать новых членов Политбюро в этом году.

Это затишье перед бурей. Есть много причин полагать, что увеличится волатильность позже в этом году.

Особый тип кризиса

— Что вы имеете в виду под волатильностью?

Ф.Х.: Некоторые инвесторы пару лет назад хотели, чтобы я сказал, что будет банковский обвал в Китае. Такого никогда не было в Китае, чтобы банкротство банка вызвало кризис.

Коммунистическая партия Китая была в ужасе, когда в 2008 году Lehman Brothers обанкротился. Они даже поставили под сомнение доверие к правительству США. Такого не случится…

Но кризис может проявиться по-другому. Даже по официальным числам, рост с самой высокой точки в 2008 году уменьшился в два раза, а долг увеличился в два раза. Это выглядит как кризис в каком-то смысле. Но это не острый кризис, это хронический, долгосрочный кризис.

Я всегда сравнивал это с курильщиками. Даже люди, которые курят и плохо питаются, могут прожить до 70 лет или больше. Они не очень активны и мобильны, у них плохая кожа и кровообращение, они получают сахарный диабет и т.п.

Таким образом, Китай уже пережил подростковый период переедания и раннюю зрелость. Слишком много наркотиков, слишком много алкоголя, слишком много женщин, налицо все обычные пороки, не хватает физических упражнений.

Они могли делать это, потому что у них было много послаблений в экономике, таких как рост рабочей силы, и глобальная окружающая среда поддерживала их.

Теперь кое-что изменилось на внутреннем рынке. Некоторые вещи изменились на международном уровне, но очевидно, что старый образ жизни, как в молодости, не жизнеспособен больше.

Глобальная экономика больше не подпитывает их, и нет растущего молодого населения. Вместо этого происходит старение населения и сокращение рабочей силы. И так как капитал и богатство, созданные в годы бума, не были хорошо инвестированы, вы больше не можете жить на широкую ногу.

Кроме того, международное сообщество не сказало молодому человеку, ведущему беспорядочную жизнь, о последствиях, никто не сказал ему о трудностях, об ухудшении здоровья. Ему сказали только то, что он хотел услышать: «Вы можете расти до бесконечности».

В результате происходит острый кризис. Это не будет кризис типа Lehman, он будет более походить на кризис в Японии. Есть общие черты: большая страна не в состоянии реформировать, гораздо легче откладывать и отрицать, а не отдавать долги, закрывать компании и тому подобное.

— Некоторые люди говорят, что, так как Китай имеет более низкий ВВП на душу населения, чем Япония на пике подъёма, у него больше возможностей для выхода из хронического кризиса за счёт увеличения инвестиций в инфраструктуру.

Ф.Х.: Если так рассуждать, Сомали должна быть лучшим вариантом для инвестиций на планете. У них очень низкий уровень ВВП на душу населения и отсутствует инфраструктура. Так что смотрите на потенциал роста.

Китай не в состоянии восстановить баланс. Он всё ещё слишком зависит от инвестиций в основные фонды и роста старой индустрии. Да, наблюдается рост в сфере услуг и технологий Интернета, как в Alibaba. Но многое из этого просто замещение… Они покупают в Интернете, а не ходят в магазин.

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА