Все разделы
Велика Эпоха мультиязычный проект, эксперт по Китаю
×
Все новости » Наука и технологии » Космос » Исследование Марса: к марсоходу НАСА Curiosity скоро присоединится российско-европейский Schiaparelli

В ночь на вторник, 15 марта, первая российско-европейская станция «Экзомарс» отделилась от разгонного блока «Бриз-М» и взяла курс в направлении Марса, сообщило Европейское космическое агентство (ЕКА). Учёные надеются, что «Экзомарс» поможет им разгадать тайну Красной планеты и разрешить главный вопрос о наличии жизни на планете. При этом планету уже исследует с 2012 года марсоход НАСА Curiosity, отправляющий на Землю снимки и результаты исследований. /epochtimes.ru/

Ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» стартовала с космодрома Байконур 14 марта в 12.32 мск. Первый день «Экзомарс» кружилась вокруг Земли, разгоняясь до космической скорости 12 км/сек. В 23.13 мск станция «Экзомарс» отделилась от разгонного блока «Бриз-М» и вышла на траекторию полёта к Марсу. Причём аппараты миссии «Экзомарс» российский разгонный блок вывел на нужную траекторию только с четвёртой попытки. Впрочем, такую ситуацию в Роскосмосе назвали штатной.

На борту ракеты отправлены для исследования Марса два аппарата российско-европейской миссии «Экзомарс». Одним из них является спутник Trace Gas Orbiter, который закрепится на орбите Марса для изучения её атмосферы. Другим аппаратом стала модель марсохода Schiaparelli, который займётся изучением поверхности Марса.

Несмотря на санкции в отношении России ЕКА обратилась за помощью к Роскосмосу, поскольку Италия покинула проект по строительству космических аппаратов для исследования Марса. Американское космическое агентство НАСА также отказалось принять участие в проекте ещё в 2012 году из недостатка финансирования.

Когда и как марсоход спустят на планету?

Предполагается, что полёт к Марсу займёт 7 месяцев. Спуск марсохода на планету запланирован на 16 октября 2016 года. Примерно в это же время спутник выйдет на орбиту планеты, где проработает до 2022 года.

При сближении марсохода с планетой аппарат будет находиться в «спящем состоянии» для экономии электроэнергии. Приближение к поверхности планеты займёт около трёх дней. «Проснётся» марсоход только за несколько часов до входа в слои атмосферы Марса. Торможение модуля, имеющего скорость 21 тысячу км/час, осуществится за счёт сопротивления воздуха. Для избежания перегрева марсоход имеет теплозащитный экран.

За счёт парашюта аппарат со скоростью не более 15 км/час осуществит мягкую посадку на планету на Плато Меридиана. При снижении модуль сделает несколько снимков, однако видеокамера на его борту заработает только на поверхности планеты. На самой планете модуль проработает до восьми суток, пока не иссякнет заряд аккумуляторных батарей. Все технологии должны пройти предварительное испытание и продемонстрировать свою надёжность, прежде чем им будет доверен рекордно дорогой марсоход. Именно этой цели служит посадочный модуль миссии 2016 года.

Второй этап экспедиции может состояться уже в 2018 году, хотя учёные говорят, что 2020 год – более реальный срок.

Задачи спутника на орбите Марса

Целью спутника станет изучение атмосферы Марса на наличие в ней метана, который может иметь как вулканическое, так и биологическое происхождение. В последнем случае учёные смогут заявить о существовании жизни на Марсе.

Следы метана в атмосфере Марса впервые замечены одним из земных телескопов 10 лет назад. По мнению учёных, метан может существовать только 300-600 лет, а затем распадается под действием ультрафиолетового солнечного излучения. Таким образом, обнаруженный на Марсе газ не мог появиться 4,5 млрд лет назад в ходе формирования Солнечной системы. Он мог появиться в результате вулканической или биологической жизни на планете, что и попытаются выяснить исследователи.

Другие экспедиции на Марс

В ноябре 2011 года американское космическое агентство НАСА отправило марсоход Curiosity, который находится там до сих пор. Питание марсохода осуществляется за счёт миниреактора. Для сравнения с российским аппаратом «Экзомарс», заложенного в реактор плутония-238 хватит на 14 лет работы. От солнечных батарей НАСА решила отказаться из-за проблемы большого запыления атмосферы Марса. Curiosity способен преодолевать препятствие высотой 75 см и разгоняться до 90 метров в час. Опыт по спуску аппарата на поверхность планеты используется сейчас для «Экзомарса».

Стоимость пробного проекта «Экзомарс» составляет почти 1,4 миллиарда долларов. Запуск марсохода Curiosity НАСА, работающего на Марсе с 2012 года, обошёлся в 2,5 миллиарда долларов.

В настоящее время американский марсоход Curiosity исследует поверхность планеты. Снимки, переданные с него, заставили учёных предположить о наличии ранее на планете океанов с жидкой водой. Американский марсоход обнаружил на Марсе солёную воду. Также известно, что Curiosity зафиксировал на планете выбросы метана, происхождение которого выясняется. При бурении скальных пород были обнаружены органические молекулы.

Идею полётов на Марс не считают безумной

Мечта о полётах на Марс давно владеет человечеством. В 2013 году свыше 78 тысяч человек заявили о своём желании полететь на Марс и стать там первыми поселенцами.

Первые полёты людей на Марс запланированы НАСА на 2030 год. Миссия продлится около 1 100 суток. На поверхности Красной планеты ожидается высадка 10-тонного аппарата и возвращения его части на Землю. Предполагается, что в околомарсианском пространстве и на Марсе построят независимую от Земли инфраструктуру.

Тем не менее полёты людей на Марс остаются всё-таки под вопросом. По мнению учёных НАСА, полёт для людей является смертельно опасным из-за дозы радиации, которую получат астронавты во время путешествия. Установленный на марсоходе Curiosity датчик показал, что здоровье астронавтов будет находиться под угрозой двух типов радиации — космических лучей и энергетических частиц с Солнца. Суммарная доза радиации будет такой же, если делать компьютерную томографию всего тела через каждые 5-6 дней. Такая доза вызывает онкологические заболевания, считают учёные.

Оцените статью: 1 - плохо, не интересно2 - так себе, можно почитать3 - средне, местами интересно4 - хорошо, в общем не плохо5 - супер! так держать! (нет голосов)